?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


В последний раз мы решили задержаться в парижском квартале Марэ.
После посещения дома месье Ламберта направимся на улицу неподалеку от знаменитой площади Вогезов - на  rue du Parc Royal, 10, где работала одна их самых интересных компаний - производителей автоматов и механических игрушек, насчитывающая 130-летнюю историю. Речь пойдет о фирме ROULLET&DECAMPS, которой суждено было стать "последней из магикан" и завершить "золотой век" французских автоматов...

                                                                                                             

Запись №3:  Roullet&Decamps: история длиной в 130 лет

 Когда я завернула на rue du Parc Royal, над головой откуда ни возьмись появилась бабочка (зимой? в Париже?). Она летела рядом, пока я не остановилась возле дома R&D, потом сделала несколько кругов и уселась на фиолетовой эмали номерного знака "10". Пока я фотографировала дом, она неподвижно там сидела. А как стала уходить, бабочка тут же упорхнула.
... Фасад XVIII века с воротми и входной дверью, а также двор сохранились в прежнем виде,  а вот сам дом (Hotel de Vigny)  немного перестроен. В 1949 году он был приобретен Министерством образования, а сейчас там располагается "Национальный центр документации национального наследия" и одна небольшая инвестиционная фирма.










































Фабрика Roullet & Decamps самостоятельно просуществовала вплоть до 1995 года, причем всегда была делом семейным, передаваемым по наследству.  Официально компания основана в 1889 году тремя участниками: Жан Рулле, Генриетта Декамп и Генри Эрнест Декамп (Jean Roullet, Henriette Decamps, Henri Ernest Decamps). Однако история началась гораздо раньше.
 В 1866 году Жан Рулле открыл небольшую мастерскую в Париже, где делал механические игрушки. Как-то один изобретатель предложил ему чертежи заводной куклы - садовник, везущий тележку. Рулле наладил собственное производство зубчатых колес и других механических деталей, необходимых для ее выпуска, и благодаря этому значительно снизил себестоимость.
Это была первая во Франции дешевая качественная механическая игрушка. Она пользовалась огромным спросом и принесла Рулле известность. Поэтому впоследствии фигурка садовника  стала торговой маркой фирмы Roullet & Decamps, а механизм с некоторыми изменениями использовался и для других игрушек.
В 1879 году 19-летняя дочь Рулле вышла замуж за  Генри Эрнеста Декамп, работавшего мастером у ее отца. Они вели дела сообща, однако только в 1889 году зарегистрировали совместную фирму, которая в 1890 году впервые была представлена в Лондоне и получила диплом победителя.
Для музыкальных автоматов  R&D часто использовали кукольные головки Jumeau, Gaultier, а также немецкой фирмы Simon&Halbig. Фирменный ключ был сделан в виде двух соединенных букв: R&D. Многие автоматы были очень эффектными и роскошно одетыми.




Одной из "фирменных" новинок стала ходячая кукла, которая имитировала человеческую походку (такая кукла у меня сейчас есть, см. ТУТ), а также интересные меха
нические заводные животные со сложными движениями: медведи, тигры, собаки, кошки, кролики, обезьяны.
Был даже крадущийся тигр и  жираф, поднимающий и сгибающий шею, цирковые животные, которые играли на барабанах или струнных инструментах, кувыркались и вытворяли прочие трюки. Некоторые из этих игрушек встречаются сегодня чрезвычайно редко:  например , павлин, раскрывающий свой хвост из настоящих павлиньих перьев.
Кстати, шкуры игрушечных зверей были покрыты натуральным мехом или кожей, многие издавали весьма реалистичные звуки (специальные механизмы  закупались в Германии).
В 1889 году на фабрике R&D работали около 50 человек - часовщики, механики, скульпторы, портные, столяры. Три  автомата того времени представлены сегодня в парижском музее ремесел (Musée des arts et métiers): Человек-змея, Крадущийся тигр и  Шагающий слон.
Родоначальник компании скончался в 1907 году в возрасте 78 лет, а через два года умер и Генри Эрнест Декамп. Но дело продолжалось усилиями мадам Декамп и ее детей - сыновей Гастона, Павла и дочери Жильберт. Фирма получила название  "Veuve Decamps et Fils" ("Вдова Decamps и дети").
В отличие от многих других французских компаний, им удалось сохранить самостоятельность даже в те трудные времена, когда многие  фабриканты вошли в синдикат SFBJ. Правда, чтобы выжить, приходилось больше работать не для игрушечного рынка, а для крупных или люксовых магазинов.
В начале ХХ века R&D делала первые электрические большие автоматы для оформления витрин.
Павел погиб в 1915 году, во время первой мировой, а старший Гастон, вернувшись с войны, закончил   парижскую академию искусств, и  стал играть ведущую роль в семейном бизнесе.
Он оказался весьма талантливым и изобретательным человеком, прекрасным скульптором и механиком.  Под его руководством выпускались новые механические игрушки, завоевавшие награды на международных выставках. Так, в 1937 году в павильоне игрушек на Международной выставке в Лодоне была выставлена созданная им фигура профессора, который каждому посетителю писал короткие пожелания - причем, всегда разные.














Компания R&D оформляла анимированные электрические витрины, которые устанавливались в лучших  универмагах Парижа, Англии, Бельгии.  Большие, сложные  сцены с электрическими куклами-авоматами считались настоящей достопримечательностью Европы и Америки в первой половине ХХ века. Они представляли интерес не только с точки зрения дизайна и технического мастерства, но и часто отличались выдумкой, детально воссоздавая события того времени. Например, при открытии магазина Bon Marche в 1909 году Гастон Декамп оформил витрину движущимися сценами экспедиции  Роберта Пири к Северному Полюсу.
В 1920-х за стеклами одного парижского магазина можнобыло увидеть трех больших кукол в человеческий рост - пианиста, скрипача, барабанщика. Каждая  представляла портрет известного в то время афроамериканского джазового музыканта. Когда сцена приходила в движение, они так живо двигались и играли на своих инструментах, что у люди не замечали, что звучит запись: казалось, что музыканты  - настоящие...
Многим запомнилась также фигура человека с электрической ламочкой, которая загоралась после того, как он стучал ею по твердой поверхности. Рядом стоял плакат с надписью: "Говорят, что лампы с металлическими нитями хрупки". Знак переворачивался, когда лампочка загоралась, свидетельствуя об ошибочности этого утверждения.
Некоторые  сцены создавались не для рекламы или рождественского формления магазинов, а просто чтобы привлекать и развлекать толпу. Например, в витрине стояла фигура господина в человеческий рост, который иногда громко стучал в стекло и  приподнимал шляпу, чтобы привлечь прохожих... Надо сказать, что Roullet-Decamps были не единственными производителями  автоматов для торговли, но художественное качество и механические изобретательность их творений получили множество наград, а успехи оставляли далеко позади конкурентов.

Однако  эти электрические сцены часто демонтировались и мало что сохранилось от них сегодня. В 1960 году над зданием фабрики нависла угрозa: Hotel de Vigny собрались снести. Чтобы спасти
здание, Гастон Декамп организовал выставку по истории автоматов и привлек к ней внимание общественности. Здание уцелело, однако фирма вынуждена была вскоре "покинуть помещение" и в 1963 году  переехала в здание неподалеку на rue Amelot, 17-19.
Вот так скромно выглядела витрина этой лавки в 1960-х годах.
  В1972 году Гастон Декамп умер, но его дочь Козетта дочь и ее муж Джордж Белланкурт  продолжали бизнес.
Однако заниматься производством механических игрушек в условиях конкуренции с эшелонами китайских дешевых заводных игрушек оказалось невозможным, и они сосредоточились только на заказах по созданию электрических витрин. Кстати, они делали  механические сцены для постановки сказки Гофмана в Париже. 
В 1995 году бизнес был закрыт. Так закончилась самая длинная и последняя глава в истории французских автоматов.
Материалы, пресс-фомы, инструменты и машины, а также образцы игрушек чуть было не отправились на свалку, но благодаря усилиям некольких энтузиастов в небольшом городке Суиллак в живописной долине реки Дордонь на основе коллекции R&D был открыт крупнейший в Европе музей автоматов. Небольшой ролик - репортаж из этого музея можно посмотреть ЗДЕСЬ.
В музее есть даже тот самый первый садовник с тележкой, который стал в свое время талисманом для Жана Рулле.














Tут же  можно увидеть и трио джазовых музыкантов, и потрясающую автоматизированную сцену для витрины, которая изображает станцию парижского метро ​​1920-х годов со множеством забавных персонажей на платформе (когда на станцию приезжает поезд, несколько гусей в испуге выпрыгивают из корзины, которую держит женщина, и несутся по платформе, растопырив крылья, сбивая с ног пассажиров и устраивая суматоху. Несколько гусей соскакивает на рельсы и бегут посередине, а кондукор из приближающегося позда свистит в свисток и тормозит поезд).
"Automates de Vitrine" (автоматические сцены для витрин) были прямыми потомками механических автоматов и важной частью парижской жизни и других городов в течение нескольких десятилетий.
Старые парижане утверждают, что сегодняшние "анимированные витрины" - просто детский лепет по сравнению с картинами, которые они когда-то видели...

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
irisroz52
Jan. 14th, 2012 06:58 pm (UTC)
Большое спасибо, с громадным удовольствием пополняю свой запас знаний по истории кукол! Очень жаль, что даже ТАКИЕ мастера не выдерживают конкуренции с китайскими дешевками... Безусловно, замечательно, что есть энтузиасты, которым удается что-то спасти от полного исчезновения, а сколько всего пропало...
sevastiana76
Jan. 14th, 2012 07:25 pm (UTC)
Спасибо за приятные путешествия!
( 2 comments — Leave a comment )