?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Моя статья об оригинальных кукольных костюмах была опубликована в последнем номере журнала "Антикварная кукла". Повторяю ее здесь, в своем блоге, с немного измененным иллюстративным рядом...
... Оригинальный костюм не только создает неповторимый образ старинной куклы. Это еще и зеркало кукольной истории, моды, имена знаменитых модисток и модельеров. Есть коллекционеры, для которых он представляет отдельный серьезный интерес. Тем более, что платье иногда является даже большей редкостью, чем кукла, которая его носит...

Например, роскошный наряд, созданный супругой Эмиля Жюмо Эрнестиной (Ernestine), найти гораздо труднее, чем раннюю Jumeau.
Ее работы отличались сложным, замысловатым и порой ассиметричным кроем, качественными тканями, богатством отделки, на рукаве часто крепилась фирменная голубая шелковая лента c золотыми буквами Bebe Jumeau или нашивка внутри, как на фото ниже на платье, созаданном Эрнестиной.




Такие платья встречаются редко не только потому, что делались небольшими партиями. Они еще и более хрупкие, чем куклы: изнашиваются от времени, страдают от пыли, солнечного света, небрежного хранения (иногда попадаются вещи, не только побитые молью, но и поврежденные чердачными мышами).
В начале ХХ века, когда большинство коллекционеров кукол сосредоточились в Америке, многие не считали важной оригинальную кукольную одежду, или ценили только ту, что была в безупречном состоянии. Они с легкостью переодевали своих фарфоровых красавиц в костюмы, сшитые по моде начала ХХ века, а старые выбрасывали.
Так или иначе хорошей кукольной одежды с каждым годом становится все меньше, а ее ценителей - все больше.
Сегодня необходимо обращаться к историческим материалам, рисункам, чтобы узнать, например, что большинство шляп и чепчиков раньше отделывались перьями и пухом, а юбка кроились так, чтобы со спины выглядела длиннее. Воссоздание одежды по старинным выкройкам - один из наиболее приятных и познавательных опытов в коллекционировании кукол.
Однако никакая книга не способна заменить чувственный опыт, когда есть возможность повертеть в руках настоящий кукольный костюм, рассмотреть его детали, изнанку, швы. Тут важно все: ощущение веса, текстуры и толщины ткани, способы, с помощью которых созданы различные детали, как выполнена шнуровка, оборка, как заложены складки, как скомбинированы декоративные элементы, - имеет значение каждая мелочь!



Прикосновение к старинному платью может рассказать многое. Иногда внутри него в буквальном смысле слова зашит маленький секрет – крохотная монетка, нательный крестик, чьи-то вышитые инициалы, неприметный засушенный цветок…
В «ранних» нарядах 1850-1870х годов, обычно удивительный тонкий, практически невидимый аккуратный внутренний шов – а это ведь нелегкая ручная работа, выполнявшаяся при свечах.
Отделки скромны, но подобраны с безупречным вкусом, лаконичный крой – идеальный, ничего лишнего, но при этом конструкции очень сложны и эффектны. Например, порой вроде бы обычная плиссированная юбка (cartridge-pleated) при ближайшем рассмотрении оказывается не так проста: красивую форму и полноту позволяет достичь скрытый ряд второй плиссировки, пришитой изнутри.
Благодаря умениям и виртуозному мастерству манипуляции тканями - без кружев, бусинок, и прочих украшательств - кутюрье конструировали костюмы, которые становились настоящими произведениями искусства. Достичь совершенства помогало чувство ткани, разнообразная ее обработка с помощью вшитого шнура, драпировки, зубчатой отделки, сборки. Как, например, у этого платья из мастерской Эрнестины Жюмо:



Даже бант – совсем не тот «бантик», который сейчас просто завязывается. Это иллюзия банта, виртуозно созданная из разных элементов и «замятая» так, что даже если вы распорете его и попытаетесь повторить, получится похоже, но как-то по-другому.
... Со временем, ближе к 1880м годам, костюм становится более богатым, броским и блестящим, но в нем меньше тонких деталей, отделка скорее призвана пустить пыль в глаза. А стоит рассмотреть изнанку - увидишь спешку и шероховатости: необработанные швы, крупные неровные стежки.


Интересно: «ранние» ткани порой и сохраняются лучше, чем выпущенные позже, так как более качественные. Особенно это касается шелка. Одежда 1860-1880 х годов довольно часто остается в хорошем состоянии, только некоторые места выцветают и есть потертости в складках. А вот кукольные шелковые костюмы периода 1900х годов практически невозможно встретить в приличной сохранности.


Кстати, тогда же появились и вовсе невообразимые прежде приемы: кружева, ленты, отделочные детали даже не пришивали, а… приклеивали (!) к основе платья, как здесь:


Но кукольный костюм – отражение  фабричной истории кукол.
В то время производители стали больше ориентироваться не на качество, а на новшества и трюки, позволявшие выпускать больше продукции, не слишком вкладываясь в дорогие материалы. Да и переменчивая публика требовала диковинок: говорящих, ходячих, двигающихся кукол, и предпочитала их более классическим – качественным, но молчаливым.
Не удивительно, что эта ситуация коснулась и костюма, который внешне становился эффектнее, но дешевле по затратам и себестоимости.
А вот кукольное нижнее белье менялось не так стремительно, по-прежнему демонстрируя лучшие образцы ручного шитья. Кстати, по этой причине его часто затруднительно точно датировать.
Дело в том, что до конца XIX века заказы на белье чаще всего выполняли надомницы и монашки, передававшие доход обители или на благотворительные цели. Их методы и стиль работы долго оставались прежними.
Конечно, появилось и фабричное нижнее белье. Так, компания Jumeau изготавливала свои фирменные легко узнаваемые рубашки, качество которых с годами менялось не в лучшую сторону, поэтому время их выпуска определить нетрудно.
Вот одна из рубашек 1880х годов -


А вот это уже рубашка конца 1890х...

Но если говорить о миниатюрных гардеробах, старательно сшитых в домашнем кругу членами семьи для своих кукол, - то они были куда менее восприимчивы и к новейшим тенденциям моды, и к рыночному темпу. Их по-прежнему аккуратно и без спешки мастерили по журнальным выкройкам, из старых использованных тканей. Тем более, что куклы часто продавались практически неодетыми (наличие платья значительно их удорожало).
А самые лучшие костюмы выполнялись профессиональными модистками - как на дому, так и в мастерских. Зажиточные семьи часто имели в услужении мастерицу, которая регулярно приходила в дом, обшивала детей, а заодно и их кукол. Такая одежда чаще всего сделана очень тщательно, с учетом модных тенденций, из обрезков дорогих тканей.


Кукольные фабриканты также нанимали талантливых кутюрье или даже использовали навыки собственных жен в изготовлении костюмов (многие из них были модистками). В Париже были целые улицы с портновскими мастерскими, обшивавших исключительно кукол и отправлявших в магазины огромное количество сундучков с роскошными гардеробами.


В них умещалось много одежды, поэтому до наших дней дошли миниатюрные версии старинных костюмов разных периодов. Чтобы их атрибутировать, нужно иметь представление не только о модных тенденциях разных лет , но знать историю производства кукол, разбираться в тканях, так как один из ключей к датировке костюма – цветовые сочетания, использовавшиеся в ту или иную эпоху.
Наконец, существовали наряды, созданные специально для коммерческих шоу-показов. Богатая отделка часто делалась только впереди платья, да и та порой просто из бумаги. Детали скреплялись наспех большими стежками или булавками. Главной задачей было дать общее представление о тенденциях моды. Конкуренция - жесткая, мода менялась слишком быстро, поэтому изготовители кукол старались с минимальными затратами продемонстрировать роскошные образцы.
В ХХ веке раскрой стал механическим: огромные партии похожих кусков вырубались одним движением машины. Однако многие фабриканты все-таки ежегодно меняли фасоны кукольной одежды, как того требовала мода.
Особую роль играла одежда французской модной куклы, позволявшая экспериментировать и демонстрировать новые тенденции в мире взрослой высокой моды.




Не случайно некоторые платья для модных кукол конструировались лучшими парижскими дизайнерами, даже такими известными, как Ворт.
Кукольная мода чаще всего следовала за детской, но иногда опережала ее. В некоторых коллекциях есть примеры, подтверждающие, что одежда для девочек выпускалась как копия уже существующей кукольной.
Удачные модели кукол могли оставаться на рынке долгое время, но их костюмы - отражались в зеркале времени всего лишь несколько кратких лет, чтобы потом исчезнуть безвозвратно… Потому так ценно для нас сегодня каждое сохранившееся оригинальное кукольное платье.

Comments

( 29 comments — Leave a comment )
irisroz52
Oct. 21st, 2015 03:32 am (UTC)
Ильмира, большое спасибо! Спасибо за радость прикосновения к ИСТОРИИ, спасибо за Ваш труд, ведь написать такую интереснейшую подробную статью - очень нелегкая работа, многочасовые поиски материала, огромный опыт коллекционера, искренняя любовь и преданность своему делу. Каждая Ваша публикация - праздник для меня, спасибо!
amiancien
Oct. 22nd, 2015 05:27 pm (UTC)
Ира,спасибо большое за добрые слова))
olgachib
Oct. 21st, 2015 04:46 am (UTC)
Ильмира, спасибо Вам! Какой блестящий подарок Вы нам в очередной раз сделали! и как интересно, что кукольный костюм - это отдельный раздел коллекционирования, ни чуть не менее интересный, чем коллекционирование кукол. Как же это увлекательно!!!
А фотография слева из последних двух - это мой идеал кукольной фотографии, лучше еще никто не придумал и не сфотографировал:-)
amiancien
Oct. 22nd, 2015 05:29 pm (UTC)
Оля, благодарю за отзыв! Последняя слева фотография сделана в парижском музее кукол, когда мы с мужем фотографировали их на фоне петербургских дворцов. Проект, который как-то уже даже и забылся)
lungusha
Oct. 21st, 2015 05:08 am (UTC)
Ильмира,спасибо! Какая емкая статья-----перечитываю, смакую детали.
amiancien
Oct. 22nd, 2015 05:30 pm (UTC)
Спасибо! Почему-то не нашла Вас в списках моих друзей. Исправилась: только что добавила))
lungusha
Oct. 23rd, 2015 01:20 pm (UTC)
Я горда такой дружбой))), может вспомните меня-я Вам писала на почту, Вы мне отсоветовали брать битую голову Элен Бебе-на Ебее продавала Саюри Синн. Как же я Вам благодарна!!! Я нашла свою Эденочку немногим позднее и счастлива безмерно!
lisovin_from_sp
Oct. 21st, 2015 10:15 am (UTC)
Спасибо огромное, Ильмира за волшебную статью! Испытала двойное наслаждение -- и от текста, и от редчайших фотографий.
Вы проделали большую исследовательскую работу.
Спасибо ещё раз!
amiancien
Oct. 22nd, 2015 05:34 pm (UTC)
Люда, очень признательна, что нашли время сказать хорошие слова)) Хотя, честно признаться, особой исследовательской работы я и не проделывала, - если только в течение всего того времени, что занимаюсь куклами: уже скоро - страшно подумать! - десять лет...
lisovin_from_sp
Oct. 23rd, 2015 09:05 am (UTC)
А постепенно и неторопливо (без глобальных планов -- умереть, но сделать) -- лучше всего получается. Главное, что написана эта статья с большой любовью к куклам и их одежде, которую мы, читатели, почувствовали на расстоянии.
Ещё раз спасибо Вам огромное, Ильмира!
fottina
Oct. 21st, 2015 11:13 am (UTC)
Ильмира, спасибо Вам большое!Сейчас собираю различный материал по кукольной моде и Ваша статья просто подарок!
amiancien
Oct. 22nd, 2015 05:37 pm (UTC)
Очень приятно это слышать: хорошее дело и благодарное)
tender_moon
Oct. 21st, 2015 02:05 pm (UTC)
Ильмира, очень очень интересно, благодаря вашим статьям можно прикоснуться к бесценному кукольному прошлому, для коллекционеров - это каждый раз настоящий подарок. Спасибо!
avdolls
Oct. 21st, 2015 05:02 pm (UTC)
Ильмира, спасибо! Через ваши руки прошло много оригинальной одежды, спасибо, что делитесь столь интересным опытом!:)
amiancien
Oct. 22nd, 2015 05:39 pm (UTC)
Алена, увы, из-за нехватки времени может даже слишком мало делюсь. Но буду стараться не оставлять эту тему. Любимую))
Кавкаева Катерина
Oct. 21st, 2015 06:55 pm (UTC)
Ильмира, спасибо вам . Как хорошо , что вы у нас есть. Очень интересно, без всяких украшательств и такие потрясающе - шедевральные наряды, да к тому же на века.
amiancien
Oct. 22nd, 2015 05:34 pm (UTC)
Катюша, а я счастлива, что есть у меня вы))
alenvic
Oct. 22nd, 2015 12:52 am (UTC)
Ильмира, спасибо! Так странно, что отделочные детали приклеивали, а не пришивали. Еще меня удивляет, на простых старых платьях, отсутствие пуговиц и петель, словно ничего и не было. Не ужели платье просто зашивали на кукле? И в каких годах могли так делать? Ильмира, можно еще вопрос. Если куколка немецкая и не очень ранняя 1890е, но очень хорошо одета. Платье и белье идеально сшито, такое не повторить, мне точно. Это значит, что одежда на ней не фабричная, домашний дорогой пошив?
Спасибо.


Edited at 2015-10-22 12:52 am (UTC)
amiancien
Oct. 22nd, 2015 05:43 pm (UTC)
Алена, очень кстати это замечание насчет отсутствия пуговиц и петель - да-да, зашивали. Но не плотно, а так, чтобы только на шее не расходилось... Так поздние платья-рубашке (pinafore dress) делали. Примерно с 1890х годов началось.
Если немецкая не очень ранняя куколка, скорее всего, домашний пошив. Может и недорогой - в том смысле, что сами хозяйки кукол были мастерицы хоть куда. Вообще, по моим наблюдениям, хороший домашний неторопливый пошив бывает иногда очень высокого качества даже может при довольно простом фасоне. Спасибо, Ален, за разговор)

Edited at 2015-10-22 05:43 pm (UTC)
alenvic
Oct. 23rd, 2015 12:53 am (UTC)
Ильмира, спасибо. Как у меня много к вам вопросов по одежде. И обувной вопрос такой сложный. Ведь разобраться невозможно, пока не подержишь в руках большое кол-во разной обуви. А где взять большое кол-во? Пытаюсь покупать...
За ответ спасибо. Другими глазами смотрю на некоторые комплекты одежды, которые считала фабричными, слишком хороши для фабричных. Женщины, как и сейчас, были очень разные. Иногда детское платье так сшито, что и на куклу не оденешь:)
amiancien
Oct. 23rd, 2015 08:04 pm (UTC)
Ален, да и с фабричными не так все однозначно. Особенно что касается французов. Даже такая крупная фабрика, как Jumeau, имела лишь небольшое ателье, которым руководила Эрнестина Жюмо, и лучшие платья Jumeau сшиты полностью вручную, очень качественно и с больгим дизайнерским мастерством. Хотя и на фабрике... Это потом, когда пошел ширпотреб, началось все "по-фабричному" в нехорошем смысле)).
poliadoll
Oct. 23rd, 2015 06:35 am (UTC)
Ильмира,спасибо,очень интересно(как всегда))Ваша статья напомнила мне,как я когда только начала покупать кукол на ибее,купила немецкую куколку в платье Жумо(такое стандартное с оборочкой,в цветочек и с бирочкой на животике),оно было из бюджетных и я постирала его,бирочка потекла,и вообще платье мне показалось слишком простым для такой КРАСИВОЙ КУКЛЫ,в общем перенарядила (богато) куклу,платье куда то пристроила...глупо очень.поняла только со временем,насколько глупо.мало можно было почитать,опыта своего не было,ваши статьи огромное подспорье для новичков.Спасибо!
amiancien
Oct. 23rd, 2015 08:00 pm (UTC)
Ой, как жальс рубашечкой-то!.. Но как хорошо, когда коллекционер понимает разницу между "богато" и "красиво", просто бальзам на сердце)) Спасибо.
galina_2015
Oct. 23rd, 2015 08:20 am (UTC)
Ильмира,спасибо! Очень интересная статья! Как вы хорошо написали:"...никакая книга не способна заменить чувственный опыт, когда есть возможность повертеть в руках настоящий кукольный костюм, рассмотреть его детали, изнанку, швы." Я так люблю рассматривать и держать в руках эти платьица,кружева,тряпочки и другие старинные вещицы,которые вы мне присылали. Всегда вспоминаю вас с благодарностью.
amiancien
Oct. 23rd, 2015 07:56 pm (UTC)
Я - тоже)...
fantasy_dolls
Jan. 28th, 2016 02:55 pm (UTC)
Спасибо, потрясающе интересная статья. Для меня это еще и полезные знания как нужно делать чтобы куклы прожили много времени и стали частью истории. Потому что большинство авторской куклы сейчас создается по принципу чем больше быстрее тем выгоднее, а мне нравится качество.
elfi_doll
Nov. 29th, 2016 04:19 pm (UTC)
Ильмира, спасибо! Это так интересно.
Очень хорошо помню фото кукол на фоне интерьеров старинных. Эти фото очень часто "цитируются". Я их называю "медовые".
Утяну к себе, можно, да?

Edited at 2016-11-29 04:21 pm (UTC)
Виктория Донова
Feb. 19th, 2017 02:18 pm (UTC)
куклы
Большое Вам спасибо.Очень интересно!!!Не могла оторваться!!!
amiancien
Feb. 19th, 2017 02:27 pm (UTC)
Re: куклы
Виктория, большое спасибо за отклик!
( 29 comments — Leave a comment )

Latest Month

December 2015
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger