?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Поводом для этого рассказа послужило очередное обновление на Antiquedolls.ru: редчайшая бумажная кукла Психея с оригинальным набором из девяти платьев. Кстати, моя статья о ней вышла в последнем номере всеми нами любимого журнала "Антикварная кукла" http://antikvarnaya-kukla.ru/arhiv-nomerov/no-11/
Девять костюмов -  уже немало, но это лишь малая часть огромного гардероба, за каждым предметом которого некоторые коллекционеры охотятся годами, пытаясь собрать всю коллекцию нарядов бумажной красавицы за все годы ее существования...


Как известно, Психея в древнегреческой мифологии - олицетворение души. Сюжет, впервые изложенный Апулеем, многократно воспроизводился в разных произведениях, а с 60-х годов XVII века стал неизменно популярен во Франции благодаря  Мольеру.
Однако бурные революционные события конца  XVIII века и начала  XIX, холера в Париже и другие драматические повороты истории превратили первую четверть XIX века в сложный период.
Когда в период июльской монархии наконец наступило некоторое затишье и вернулась «мирная» жизнь,  в театрах снова зазвучало имя Психеи, появлялись новые газеты и журналы, посвященные моде, театру, литературе и искусству.   Некоторые из них даже  использовали имя героини древнегреческого мифа в своих названиях.
В 1834 году одно из таких издательств открылось в Париже недалеко от Гранд Опера.
Скромный на вид, небольшого формата журнал  для
дам  назывался “LA TOILETTE DE PSYCHE”  ("Туалет Психеи”).
Более
тридцати лет – вплоть до 1868 года – он предлагал своим абонентам  модную бумажную куклу высотой  примерно 18 см с набором двусторонних костюмов, детально отражавших  последние тенденции парижской моды тех лет.


































Журнал выходил  по четвергам, и каждый номер обязательно включал новый наряд и шляпку для бумажной модницы (конечно, появлялись и новые куклы, но реже). Гравюры, выполненные очень качественно, раскрашивались вручную.

К первому номеру LA TOILETTE DE PSYCHE”  прилагался лист плотной бумаги с куклой, которую подписчикам предлагалось вырезать и сохранить.  Она была в нижнем белье, с гладко зачесанными волосами и сложенными впереди руками.  Под ногами -  своеобразный картонный пьедестал, который позволял ставить куклу на специальную круглую деревянную подставку с прорезью. Этот пьедестал использовался также в качестве рекламы модисток и магазинов дамского белья, кружев, шляп.



Во вступительной редакторской статье появление  Психеи объяснялось примерно так:
«Конечно, существует много журналов, посвященных моде. Но они используют обычные гравюры, которые показывают модель лишь в общих чертах и только с одной стороны. А Психея позволяет представить новинки более полно:  ее можно рассмотреть со спины, переодевать, рассматривать, оценивать… Она  станет отличным иллюстратором статей парижских дизайнеров, владельцев модных магазинов и историков моды. Кроме того, одетая фигура послужит  прекрасным декорированием каминной полки или дамской комнаты».
Для хранения бумажной дамы предлагались специальные  зеленые картонные коробки с  золотистой каймой.
Платье следовало вырезать и, подклеив по бокам «вид спереди» и «вид сзади», надеть кукле через голову.  Поскольку к нему всегда
прилагалась шляпка, со временем полученный набор головных уборов можно было  использовать для разных туалетов.




Каждый наряд имел  уникальный номер, который печатался внизу под картинкой. Эти номера позволяли установить точный выпуск журнала. Почему-то самый первый вышел сразу под номером 7, затем они появлялись по порядку, если не считать одной путаницы: 7, 8, 6 (?), 10, 11, 12 и  так далее. Дело в том, что при публикации  9-го номера вышла ошибка:  цифру  случайно перевернули и напечатали 6.  За всю историю существования Психеи  опубликовано около 400 таких листов.
Идея  оказалась настолько успешной, что на второй год существования журнала  он стал называться просто «Психея».



Тексты были написаны прекрасным языком,  с глубоким знанием темы, и по ним можно проследить эволюцию парижской моды тех лет: цвет, силуэт, интересные детали.


Авторы не только рассказывали о новинках, но и воспитывали вкус своих читательниц. Например, в номере 36 за 1835 год критиковались модели огромных шляп, похожих на торт, и подробно описывались  преимущества и сдержанная красота элегантных маленьких Bi-Bi, созданных художником и дизайнером Мариусом Бовэ (Maurice Beauvais). Как известно, эти  бессмертные шляпки-таблетки господствовали в моде до середины ХХ века.

Невесомая и воздушная Психея, буквально влетевшая со своими прекрасными костюмами в парижский мир после революций и эпидемий,  чтобы помочь вернуть ему краски жизни, через три десятилетия вынуждена была снова скрыться от исторических потрясений.
Революция 1848 года и связанные с ней события  вынудили издателя «Психеи» приостановить работу (как он написал, «дать кукле снотворное»).  Журнал снова начал выходить лишь весной 1850 года.   Первое после перерыва обращение редактора, адресованное каждой из читательниц, звучало очень трогательно:
«Мадам, я надеюсь, Вы помните очаровательную и грациозную юную леди,  которая  покорно и безропотно  позволяла Вам одевать и раздевать ее десять раз за пять минут, которая  служила вам не только развлечением,  но и  демонстрировала  модели новых элегантных костюмов еще до того, как они выходили из рук модисток…
Наша хрупкая и застенчивая Психея помогала своим читательницам забыть ужасы беспорядков, холеры, политических бурь. Теперь  она вернулась и преданно ждет своих старых друзей. Но Психея приходит настоящей принцессой моды. Она превзойдёт все Ваши ожидания и, как всегда, очарует Вас. Не закрывайте для нее Вашу дверь, мадам…»

Психея на самом деле  вернулась обновленной и еще более прекрасной, так как над костюмами для ее гардероба начал работать очень популярный в те годы художник, иллюстратор лучших модных изданий, Pierre Numa Bassaget (ниже - две его работы). 




В 1851 году журнал сменил владельца, но продолжал выходить вплоть до 1868 года. За эти годы Психея, ставшая уже очень популярной, время от времени появлялась в продаже  отдельно – в коробках с наборами нарядов и шляп. Однако в конце 1860-х вместе с журналом закончилась и история бумажной куклы. Началась другая - эра фарфоровых модниц, начало которой  положила знаменитая Аделаида Урэ.
… Сегодня Психея – большая редкость, и, как я уже говорила в сама начале, есть коллекционеры, которые  годами охотятся за каждым из ее нарядов.  Однажды я видела такую коллекцию, и это было незабываемое зрелище.
В центре стояло старинное кукольное  зеркало (небольшие полукруглые зеркала в деревянное раме были  непременным атрибутом бумажной модницы, они сейчас даже так и называются «Психея»). Вокруг – несколько кукол в костюмах и просто  платья на подставках.  Это было похоже на роскошный и странный бумажный бал. Как у Цветаевой в стихах про Психею:  «… и платья бального пустая пена в пыльном зеркале…»



P.S. Больше фото этой куклы и ее гардероба смотрите на сайте www.antiquedolls.ru (раздел "Французские куклы").

Comments

( 13 comments — Leave a comment )
lisovin_from_sp
Apr. 6th, 2015 10:01 am (UTC)
Ильмира! Добрый день! Удивительный рассказ. Какое счастье, что я ознакомилась с ним до получения журнала. Мне так хотелось почитать Вашу статью. А журнал попал бы ко мне, ох, не скоро.
Удивительно ещё и то, что когда я начала изучать Вашу работу, в моей голове тоже крутились строки Цветаевой, но другие: "Возлюбленный, ужель не узнаёшь?! Я ласточка твоя -- Психея!" :)
Спасибо огромное! Бесподобная кукла!
amiancien
Apr. 6th, 2015 01:22 pm (UTC)
Люда, спасибо за цветаевскую строчку и за такой теплый отклик))
happydolls
Apr. 6th, 2015 11:13 am (UTC)
Да, у интернета больше возможностей показать хорошие фотографии. В журнал много крупных фото просто не помещается. А тут еще есть и дополнительные!
Мой муж читал, ему статья очень понравилась. Хотя куклы ему в общем-то неинтересны.

Edited at 2015-04-06 11:13 am (UTC)
amiancien
Apr. 6th, 2015 01:23 pm (UTC)
Вот это да! Одобрение далеких от кукол мужей дорогого стоит))
happydolls
Apr. 6th, 2015 03:10 pm (UTC)
Да! Он сказал, что хорошо читается, интересно, даже если не в теме, и стиль хвалил очень.
elfi_doll
Apr. 6th, 2015 06:06 pm (UTC)
Удивительные куклы!
Интересно, а нижние платья Психеи показывали?
Спасибо, получила огромное удовольствие.
Можно, к себе сохраню?
amiancien
Apr. 6th, 2015 06:14 pm (UTC)
Лена, конечно, можно "к себе сохранить")
А нижнее белье показывалось только на самой кукле: у нее всегда рубашка или корсет, нижняя юбка... У разных моделей кукол белье было разным.
salomea_2067
Apr. 6th, 2015 06:42 pm (UTC)
Иьмира, спасибо! Огромное удовольствие получила от твоего рассказа. И кукла твоя замечательная, очень нежная, изысканная.
amiancien
Apr. 7th, 2015 09:25 am (UTC)
Инна, спасибо тебе за добрые слова)
galina_2015
Apr. 7th, 2015 08:28 am (UTC)
Дорогая Ильмира! Так понравился Ваш рассказ и фотографии ,что я даже зарегистрировалась в ЖЖ, чтобы выразить Вам свою благодарность! С детства люблю бумажных кукол, а недавно полюбила старинных куколок. Вы нам так интересно рассказали и об уникальной старинной бумажной кукле и про замечательный журнал! Спасибо Вам большое! С уважением, Галина из г.Кемерово.
amiancien
Apr. 7th, 2015 09:25 am (UTC)
Дорогая Галина, огромное спасибо за отклик, буду рада видеть и "слышать" Вас на своей страничке и впредь. С искренним уважением, - Ильмира
lisa_vo7
Apr. 7th, 2015 01:32 pm (UTC)
Великолепно!
Я тоже не добралась еще до журнала.
Ильмира , спасибо!
В такие сложные времена дать женщинам отдушину и развлечение,
развивать вкус и умение неотразимо выглядеть.
Впечетляет.
m_urr
Apr. 7th, 2015 10:30 pm (UTC)

Спасибо! Замечательно вы рассказываете!

( 13 comments — Leave a comment )