?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Недавно была очень симпатичная история с фонографом Jumeau - Lioret Phonographe.
 За все то время, которое занимаюсь антикварными куклами, фонограф мне никогда "живьем" не попадался. Говорящий видела только однажды: в парижском музее кукол. И когда встретился, конечно, не смогла пройти мимо. Правда, говорящий механизм не работал. Как объяснил продавец (и в принципе он был прав), они со временем перестают воспроизводить звук, так как дорожки, покрытые специальным воском, засоряются, забиваются пылью, и мало кто умеет приводить их в чувство.
Но я все-таки купила у француза куклу, завела, а она только шипела, как змея, глядя на меня невинно-ангельскими прекрасными глазами. Голос разума отчитал мою авантюную натуру по полной программе, но держать в руках такую редкость все равно было удовольствием. И потом в глубине души я надеялась, что кукла заговорит.

 





Вскоре надо было возвращаться в Питер, и я решила до отъезда   показать ее знакомому  эксперту. Он покачал головой и произнес примерно то же, что и продавец.
Но тут же написал что-то на листке бумаги и протянул мне со словами: "Возможно, есть выход. Езжай в мастерскую на Монмартре, обратись вот к этому человеку, потому что если он не сможет, думаю, не сможет никто. Его зовут Жалал".

Мы аккуратно завернули куклу, и я сразу поехала. Представляла себе это так: где-то в тесном подвальчике сидит седой старичок с лупой в глазу в окружении полок с деталями неведомых мне механизмов. Пока добиралась, даже заранее прониклась к нему симпатией и верой в его опыт.

Так вот все было совсем не так. Во-первых, - никакой каморки! В маленьком переулке недалеко от бульвара Клиши - роскошный магазин с огромной витриной, в которой красовались старинные граммофоны, афиши,  фонографы...
Если будете в Париже, очень советую заглянуть. Это PHONOGALERIE на rue Larrier, 10.

                 

Во-вторых, - никаких старичков. Когда я позвонила,  дверь открыл средних лет со вкусом одетый человек. Это был Жалал Аро.

Его судьба выделывала такие пируэты, что впору роман писать. Родился в Сирии, в юности приехал в Париж учиться на стоматолога, подрабатывал, где мог, в итоге выяснилось, что у него есть талант дизайнера. Получил второе образование, и лет десять трудился ведущим модельером в парижском Доме "Диор", зарабатывал очень хорошие деньги, увлекся старинными фонографами и собрал весьма достойную коллекцию.

Дальше - больше: стал разбираться, чинить их, сидел в архивах, скупил всю литературу, которая когда-либо выходила по этой теме... И что вы думаете? Послал к черту этот рутинный "дом Диора" и решил наконец заняться любимым делом. Вот так. Открыл лавку, о которой сейчас знают все коллекционеры фонографов и граммофонов, пишет книги, занимается ремонтом. Между прочим, единственный в Европе  мастер столь высокого уровня в своем деле...

Кукла-фонограф, как мне показалось, даже в лице  изменилась, когда он взял ее в руки. Надел очки, внимательно все осмотрел и вынес обнадеживающий вердикт:

"Мне нужно около месяца, чтобы его вычистить - думаю, получится. Тем более, что все внутри - оригинальное, родное, что встречается крайне редко. Честно говоря, мне самому очень интересно."

Ждать пришлось больше, так как я снова поехала во Францию только через два месяца. Конечно, первым пунктом программы был визит к Жалалу: он уже написал мне, что все в порядке.

Механизм с цилиндром при мне был установлен в грудную клетку Жюмо, но до этого торжественного момента мы оба его отфотографировали со всех сторон. Наконец, завод ключа, и старинный  детский голос весело и задорно исполнил песенку Полишинеля, а в конце кукла звонко засмеялась. Это было просто удивительно!
Ксатати, я  выложила видеозапись на youtube, смотрите вот тут:

                                                 http://www.youtube.com/watch?v=bLkevFKgWyQ

А вот фотографии механизма с цилиндром, которые мы сделали до того, как установить его на место:



Жалал тоже заснял Жюмо-фонограф для своего архива: "Не часто такая диковинка попадаетося, ведь их было сделано всего 4 или 5 тыс экземпляров, так как модель выпускали только 6 лет, с 1893 по 1899-й, - сказал он. - Но у меня есть еще большая редкость, на которую Вам будет интересно взглянуть,  если захотите".

В отдельном шкафу у него стояла первая в мире говорящая кукла Эдисона. Конечно, я ее сфотографировала, а Жалал мне прислал недавно еще и отдельные фото механизма. Вы все это увидите, но чуть позже.

Потому что мне хочется еще рассказать, чем закончилась история с Жюмо Фонографом.

... Вы не поверите: иду я с этой куклой по улице (в транспорте боялась ехать, а такси в Париже просто так не поймаешь), и вдруг - звонок по телефону.


Звонил мой клиент:  "Ильмира, знаете, у меня есть мечта: очень хочу найти Жюмо Фонограф".

Я от удивления чуть сумку из рук не выронила. Вот и говорите после этого, что "ничего такого" нет на белом свете.

Наша сделка состоялась, и я очень рада, что редкая кукла нашла своего нового хозяина. А особенно приятно,  что приехала именно в Россию.

Может быть последняя кукла Jumeau фонограф в России была в коллекции игрушек детей Романовых (фонограф Lioret подарили детям Николя II во время визита Романовых во Францию)... 

Пусть она снова смеется у нас, правда?

                                           

  P.S. В качестве справочной информации.

Пункт номер 1 -- про Jumeau фонограф Lioret.

Henri Jules Lioret - часовщик и изобретатель, автор фонографа  для "говорящих" кукол и других игрушек (он получил патент  в 1893 году). Именно его система  была использована для Bebe Lioretgraph- Jumeau.
Он взял на вооружение наработки Эдисона, создавшего первую говорящую куклу в мире, но предложил целлюлоидные цилиндры вместо металлических, хотя восковое покрытие в них - как и у Эдисона - тоже было (кстати, именно это покрытие трудно сохраняется). Механизм заводился ключом, расположенным на спине у куклы. Сами цилиндры звучали тихо, но когда их устанавливали внутрь куклы, срабатывал эффект резонанса и она говорила достаточно громко. Jumeau фонографы всегда были большого размера, с открытым ртом. Блыо выпущено несколько десятков разных мелодий и стишков, которые могли воспроизводить Jumeau фонографы. Кстати, не только на французском, но даже на русском языке! Сегодня эти специальные кукольные цилиндры - большая редкость...



Пункт номер 2 --  про первую в мире говорящую куклу Эдисона и  - картинки  из коллекции Жалала.

Эдисон потратил на эксперименты и разработки несколько лет, но его кукла просуществовала на рынке лишь несколько месяцев в начале 1890 года. Радости она приносила немного: цилиндры не заменялись, а чтобы 6 секунд послушать стишок, ребенок должен был с постоянной скоростью крутить рукоятку. Кроме того, голос у куклы был малосимпатичным. Даже сам Эдисон говорил: "Голоса маленьких монстров  чрезвычайно неприятно слышать". Многих кукол недовольные клиенты вернули в магазины..

Сегодня найти первые фонографы с оригинальным работающим механизмом практически невозможно. Но у нас с вами есть возможность посмотреть, как там у нее все было устроено...



а

Comments

( 3 comments — Leave a comment )
avdolls
Dec. 12th, 2011 10:17 am (UTC)
"Болтушки" завораживают. :)))
Особенно "монстрик" Эдисона - впечатление как от живого динозавра. :)))
avdolls
Dec. 12th, 2011 10:18 am (UTC)
...хотя и весьма симпатишного! :)
amiancien
Dec. 12th, 2011 10:36 am (UTC)
Да он и есть "монстрик". Думаю, услышать даже его бурчание нам вряд ли повезет.
( 3 comments — Leave a comment )