?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Об этой женщине можно написать роман: столько событий, увлечений, дружб и приключений хватило бы не на одну жизнь! Просто вкратце: Дина Верни (1919 -2010) родилась в Одессе в 1919 году, в возрасте шести лет эмигрировала с родителями во Францию. В годы второй мировой войны принимала участие в движении Сопротивления, была моделью скульптора Майоля, позировала Матиссу, Боннару и Дюфи, снималась в кино, пела блатные русские песни, основала музей Майоля, открыла одну из самых знаменитых в Париже художественных галерей,в которой состоялись выставки Ильи Кабакова, Михаила Шемякина, Эрика Булатова и других.
Но сейчас речь пойдет о самой сокровенной части ее жизни, о которой многие даже не знали, и которую она называла "Мой маленький секретный мир". Дина Верни была коллекционером антикварных кукол: ее собрание признано одним из лучших в мире.

Она открывала музей Майоля в Париже по собственной инициативе, без финансовой поддержки государства и спонсоров, поэтому вынуждена была в 1995 году продать часть своей кукольной коллекции (654 лота) на аукционе Сотбис в Лондоне. Между прочим, только игрушка-автомат фирмы Roulet&Decamps "Клоун в маске" 1890 года ушла тогда за рекордную сумму: более полутора миллиона франков!
Однако полностью расстаться со своей коллекцией Дина не смогла. Распродав больших кукол и автоматы, она утаила  ... целый кукольный город, оставив у себя все самое маленькое - то, с чего когда-то начинала свою коллекцию и то, что всегда называла своим "маленьким секретным садом". Всего более 20 тысяч старинных кукольных предметов уместились... в одной комнате. Причем, самой интимной - в спальне.
По обе стороны кровати, за высокими книжными стеллажами, стояли большие открытые шкафы, в которых хранились настоящие драгоценности: старинные кукольные домики, мебель, салоны, аксессуары, маленькие куклы, кукольные кареты и повозки, кухни, люстры и лампы, часы и расчески, лавки, ботиночки и шляпки, посуда, крохотные украшения и сумочки, - всего не перечислить...
Это был ее собственный город, ее бесконечно маленькая вселенная, который она создавала сама, выстраивая миниатюрные сцены из кукольной жизни. Например, собрав коллекцию карманных кукол начала ХХ века в оригинальных нарядах, она воссоздала сцену "В ресторане "Максим".

Впрочем, многие кукольные сцены ассоциировались у нее с воспоминаниями собственной жизни: так, кукольная столярная мастерская - отголосок воспоминания о дяде-столяре из Одессы, а одна из кухонь воссоздавала кухню Майоля в его загородном доме... Все эти разрозненные старинные кукольные предметы она собирала всю жизнь: так, на одном аукционе она купила крохотный кукольный... чеснок - причем, ездила за ним специально за несколько сотен километров.
Все эти вещи оставались с ней до самой кончины: она собиралась сделать их основой Музея Старинных Кукол, который мечтала устроить во дворе музея Майоля. Но эта ее мечта, увы, осталась несбывшейся.

"Какой позор Франции, что страна, давшая миру в 19 веке самых лучших кукол, не поддержала эту идею! - с искренним негодованием в голосе восклицал ее знакомый галерист Жан-Пьер Леливр, с котором мне довелось беседовать о Дине Верни и который организовал распродажу ее коллекции. - Я был свидетелем, как, несмотря на многочисленные ходатайства и весь ее авторитет, Дине так и не удалось найти отклика и поддержки у тех, от кого зависело решение об открытии музея кукол.
Тем не менее мне приходилось видеть, как страстно она сама вставала на их защиту.
Так, на одном обеде, где присутствовали известные галеристы и художники, кто-то позволил себе насмешливо высказаться о коллекционировании кукол. Она встала и уверенно заявила примерно следующее:
"Какое заблуждение и самоуверенность! Вы просто не знаете, что многие куклы - настоящие произведения искусства! Мне понадобились годы, чтобы понять это. Кукла может быть великолепной скульптурой, с тонко расписанным лицом, одетой иногда с невероятным мастерством и даже гениальностью. Некоторые французские фабриканты прошлого - своего рода кукольные Рембрандты и Ренуары!."

... Она удивительно объясняла свою страсть к коллекционированию кукольных вещей: 
"Моя любовь и понимание предметов началось... со знакомства с сюрреалистами. Именно они открыли мне глаза на многое в жизни. Я полюбила "ненужные", "непрактичные" вещи, и во мне проснулся мечтатель, потому что настоящий мечтатель - это и есть сюрреалист. Меня стали привлекать необычные, странные, или просто красивые предметы.  Я их вижу как живых, одушевленных существ, и куклы в этом смысле - очень важны для меня, это на самом деле целый мир. Достаточно сказать только, что нет такого  житейского предмета, который бы не был воспроизведен в кукольной миниатюре. Причем с таким мастерством, куражом, игрой и вкусом, которым можно позавидовать!".

Может быть впервые человек с таким  "художественным весом", как Дина Верни, заговорил не только о культурной, но и о художественной ценности лучших образцов антикварных кукол и старинного кукольного мира вообще. Она пыталась доказать, что они по праву могу считаться настоящим произведением искусства и быть представленными в крупных музеях. Когда за куклой, наконец, признают серьезный "взрослый" статус, о Верни, конечно, еще не раз вспомнят.  Ведь именно коллекционеры "приводят" в музеи целые пласты предметов, которые сопровождают нас в жизни, но не всем поначалу кажутся значимыми и важными. И только спустя какое-то время  эти вещи занимают то место в истории, которое заслуживают.


Вместо послесловия

... Мне довелось присутствовать на распродаже коллекции кукольной миниатюры Дины Верни, которая состоялась через год после ее кончины. Это событие сопровождалось большим ажиотажем и все продавалось невероятно дорого. Каждая вещь, безусловно, нашла своего настоящего ценителя и будет продолжать жить в чьих-то коллекциях. Но когда я смотрела на выставленные предметы, не могла отделаться от грустного чувства. Все эти вещи были такими радостными, столько в них было куража, страсти, любви к жизни, что наверняка они будут скучать по своей старой хозяйке и запомнят зал, где все ушло с молотка и перестало существовать как единое целое, как маленькая вселенная Дины Верни... Но зато она подарила возможность кому-то создавать свой "маленький мир", и может это - еще одна ее заслуга?..





Comments

( 24 comments — Leave a comment )
m_urr
Apr. 21st, 2012 09:18 pm (UTC)
Спасибо за рассказ! Такая грустная история....
amiancien
Apr. 22nd, 2012 08:56 am (UTC)
Грустная, но все-таки ничего не пропало - уже хорошо. Я как-то особенно поняла это на фоне недавней встречи с человеком, который собирает по питерским помойкам выкинутые письма с фронта и с блокадного Ленинграда, разорванные фронтовые фотографии, довоенные игрушки...
m_urr
Apr. 22nd, 2012 09:10 am (UTC)
Ой-ой-ой....
sevastiana76
Apr. 21st, 2012 10:10 pm (UTC)
С тех пор, как я узнала о коллекции Дины Верни, все время пыталась представить эту ее спальню с кукольными шкафами. Это, наверное, был необыкновенный мир мечты и просто СКАЗОЧНЫХ предметов. Сюрреальность... - да, она у каждого своя :-). Человеку хочется любоваться тем, что ему нравится, своим маленьким секретным садом. Как все это собиралось и как разлетелось-рассыпалось... Каждый из нас ведь тоже думает об этом, глядя на свои сокровища. Я на этом аукционе с трудом сдерживала бы слезы, они бы сами собой проливались. Это был бы определенно один из лучших музеев, если не самый лучший
natashaturygina
Apr. 22nd, 2012 07:34 am (UTC)
Свет, а меня знаешь, что потрясло - такая всемирно известная коллекция была распродана!!! Неужели не нашлось ни одного богатого человека, которых во франции множество, который бы выкупил её!!!
sevastiana76
Apr. 22nd, 2012 11:08 am (UTC)
Наташа, я тоже сразу подумала о наследниках. Вот ниже прочитала, что они были и есть. Но, видимо, они нуждались да и просто не в состоянии открыть музей, это и дорого и хлопотно для немолодых людей. Это надо решать на государственном уровне...Но я еще вспомнила про Деми Мур. У нее построен целый дом для кукольной коллекции, спальня Дины Верни туда бы поместилась наверное. Но, видимо, это очень дорого - приобрести полностью всю коллекцию даже для нее.
natashaturygina
Apr. 22nd, 2012 11:36 am (UTC)
Свет, я ни в коем случае никого не осуждаю и не считаю чужие деньги, но... Ты знаешь, нас постоянно убеждают в том, что наплевательское отношение государства и сограждан друг к другу случается только в России, а в просвещённой Европе всё по-другому, но зта история доказывает, что не всё так просто. Очень грустно, на самом деле. Могу сказать только о себе - если бы у меня в руках была такая коллекция моих предков - я бы в лепёшку расшиблась, чтобы её сохранить. Но зто чисто теоретические рассуждения, допускаю, что они были ВЫНУЖДЕНЫ зто сделать, тогда то совсем другая история.
sevastiana76
Apr. 22nd, 2012 12:36 pm (UTC)
К сожалению, человек предполагает, а судьба располагает...
amiancien
Apr. 22nd, 2012 08:54 am (UTC)
Конечно,все так - насчет самого лучшего музея. Хотя бы потому, что за всей этой полнотой "экспонатов" - неравнодушие и вкус коллекционера, и жаль, что не случилось. Но даже сама попытка представить ее спальню с кукольными шкафами - уже своего рода вымышленный музей, и это впечатление само по себе дорогого стоит, правда? :)
sevastiana76
Apr. 22nd, 2012 10:58 am (UTC)
Да, это правда:). Больше того - теперь и у меня в спальне обосновался один из старинных шкафов с куклами и их предметами- не специально, просто в комнатах для него уже не нашлось места)))
amiancien
Apr. 22nd, 2012 12:33 pm (UTC)
Все продолжается! :)
irisroz52
Apr. 22nd, 2012 03:20 am (UTC)
Благодарю Вас!
olgachib
Apr. 22nd, 2012 04:00 am (UTC)
Большое спасибо. Я просто уверена, что найдутся люди, в чьих коллекциях эти милые вещицы заблещут новым светом, найдут "компаньонов":-)и снова заживут новой жизнью. И это уже будет новая неповторимая коллекция.:-)
amiancien
Apr. 22nd, 2012 08:49 am (UTC)
Очень согласна. Все равно эти вещи попали к тем, "кто понимает". Так или иначе они живут - и это главное.
natashaturygina
Apr. 22nd, 2012 09:32 am (UTC)
Зльмира, а она была одинокой женщиной? Были ли у неё дети, внуки? Неужели ей некому было оставить свои сокровища, то, чему она посвятила огромную часть своей жизни?
amiancien
Apr. 22nd, 2012 09:41 am (UTC)
Наташа, нет, у нее двое сыновей - Оливье и Бертран, оба уже в солидном возрасте, и куклами совсем не интересуются. Собственно, они и отдали на распродажу эту коллекцию.
natashaturygina
Apr. 22nd, 2012 10:28 am (UTC)
Ужас... Дураки какие... Есть какие-то вещи, которые выше денег... Видимо, им вообще была безразлична будущая судьба коллекции... Они хотя бы попытались продать её государству, или создать музей. о котором мечтала их мама?
amiancien
Apr. 22nd, 2012 10:38 am (UTC)
Насколько мне известно, они год пытались. А создать музей - дорогое удовольствие и много хлопот. Но подробностей не знаю...
natashaturygina
Apr. 22nd, 2012 11:49 am (UTC)
В таком случае, беру свои слова обратно. Ужасно, что государство не поддержало зту инициативу.
natashaturygina
Apr. 22nd, 2012 05:29 am (UTC)
Зльмира, спасибо огромное за статью!! Я сделала перепост у себя в журнале.
amiancien
Apr. 22nd, 2012 08:48 am (UTC)
Спасибо, Наташа!
livejournal
Apr. 22nd, 2012 07:14 am (UTC)
Маленькая Вселенная Дины Верни
Пользователь pchela2008 сослался на вашу запись «Маленькая Вселенная Дины Верни» в контексте: [...] Оригинал взят у в Маленькая Вселенная Дины Верни [...]
jumeau_2009
Apr. 22nd, 2012 07:51 pm (UTC)
Большое спасибо за статью, Ильмира! Прочитала с большим интересом и грустью, вспомнились слова кого-то из великих: "...И лучше нас умирали люди..."
Людмила Кравчук
Apr. 13th, 2013 05:57 pm (UTC)
в ВОСХИЩЕНИИ
Потрясающая история, потрясающей женщины!!!!! Это счастье найти для себя только свой мир, тайный, волшебный! И Дине это удалось!
( 24 comments — Leave a comment )