?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

art_9Второй день праздника Paris Fête de la Poupée был посвящен выступлениям  авторов книг и исследователей по разным аспектам кукольной истории. Всего этих выступлений было пять, и сегодня мы хотя бы коротко и конспективно  с ними ознакомимся.




№1. История KIMPORT

Первая лекция Лоретты Нардоне, исследователя и секретаря UFDC, была посвящена куклам американской компании Kimport. Если честно, лично я к ним совершенно равнодушна. Но c интересом посмотрела  старый документальный фильм про Международную Колониальную  Парижскую выставку 1931 года, имеющую отношение к истории Кимпорт.   Тогда в Париже были выстроены огромные сказочные дворцы с драконами, по улицам водили слонов и верблюдов,  всюду стояли велканьи кадки с заморскими растениями.  Кукольный мир так тесно связан с историей, что "по случаю" всегда приоткроется нечто неожиданное.
Владельцы небольшого семейного бизнеса
McKim Studios, занимавшиеся лоскутными одеялами, отправились в 1931 году в Париж на эту выставку с двумя маленькими дочерьми. Девочки были в восторге от  кукол, одетых в национальные костюмы, и родители купили им несколько кукол в качестве сувениров. Кто бы мог подумать, что это станет началом большого успешного дела!

col

По приезду предприимчивые родители увидели, что эти куклы привлекают внимание не только их чад, но и многих других детей и даже взрослых (тогда вообще был большой интерес к изучению обычаев  народов мира). Так появилась идея выпускать кукол в национальных костюмах различных стран. При содействии Департамента торговли США начали искать художников за границей, которые могут изготавливать кукол. Американские консульства помогли наладить такие контакты, и к началу 1933 года  был опубликован первый каталог.

kimdraw2_99lgkimport_85k6

Куклы в национальных костюмах разных стран  стали пользоваться большим спросом не только в Америке, но и за границей. Основатели фирмы гордились, что дают работу многим художникам из других государств, которые, в свою очередь, пропагандируют культуру своей страны.

kimportkim
2997kimportlargerus
При этом компания Кимпорт применяла  весьма грамотный маркетинг, основные инструменты которого действуют и сегодня. Например, именно она впервые стала предлагать кукол с возможностью выкупа в рассрочку. Покупатель  мог вернуть куклу, если она ему не понравилась.  Первой начала устраивать "путешествующие  выставки-продажи" ( ездили со своими куклами по всей Америке) и первой стала выпускать недорогую газету для коллекционеров кукол "DOLL TALK".
Но началась Вторая мировая,появились трудности с ввозом иностранного товара. Пришлось сосредоточиться только на продаже американских и антикварных кукол, и дело потеряло прежний размах. Наследство  перешло к сыну, а в 1985 году бизнес и вовсе прекратил свое существование.

Однако  иметь самое общее представление о компании Кимпорт  следует хотя бы потому, что их "чулочных"   кукол (cloth dolls) иногда ошибочно принимают за поздних Ленчи. А еще их кукол в русских костюмах иногда атрибутируют как сувенирных "наших" (фото сверху справа). Или происходит обратное: наших "чулочных" выдают за американских. Вообще-то у Кимпорт обычно пришивалась бирочка (синий овал), но она не всегда сохраняется.

№2. На дне кукольной чашки

Теме старого французского фарфора была посвящена лекция Маргарет Кинкэйд, американского эксперта и дилера.
Старинный миниатюрный кукольный фарфор - один из любимых аксессуаров коллекционеров кукол. Большая часть  небольших фарфоровых фабрик, выпускавших эти изящные вещи, с 1750 до конца 1870-х была сосредоточена вокруг Парижа: их насчитывалось более тридцати. Некоторые художники, сотрудничавшие с маленькими фабриками, выпускавшими кукольную посуду,  хорошо известны своими работами в Лиможе и Севре, которые тоже, конечно, не обходили вниманием кукольную тему.
"В то время было популярно разнообразие стилей, поэтому собирать кукольные сервизы того времени очень интересно, - говорит Маргарет. - Иногда поражает тончайшая работа - бывает, на дне кукольной чашки нарисован, например, крохотный цветок".
В ее семье сохранился  миниатюрный  туалетный набор в оригинальной коробук, который купил ее дедушка в Париже на Османском бульваре для своей маленькой дочки - будущей мамы Маргарет. Он был довольно простой, но изящный, с тонкой зеленой окантовкой  (фото внизу, слева).

Снимок экрана 2013-11-01 в 13.46.30cc
Маргарет не поленилась и привезла в Париж некоторые из экспонатов своей коллекции - они в таком состоянии: будто их только что вынесли из парижской кукольной лавки.

f_1
cat-1111_051
c8b7739446504943457d41d096c1561e




















Кроме того, что эти изящные предметы когда-то воспитывали вкус и радовали своих маленьких владельцев, они обучали девочек искусству сервировки стола.
А сегодня такой набор украсит и разнообразит любую кукольную коллекцию.

№3. Кукольные отражения

Тему "Куклы в искусстве" представляла Жанет Гула, Вице-президент американского клуба коллекционеров UFDC. "Если вы знаете, - говорит она, - что дети 18-го и 19-го века часто имели только одну куклу, которая была их спутником и другом на протяжении всего детства, вы лучше поймете ту значительную роль, которую играли куклы в жизни ребенка и почему живописцы так часто изображали их вместе.
Она попыталась выяснить, какие именно куклы, каких фирм запечатлены на известных портретах в руках у детей. Среди многих прочих примеров приводилось несколько полотен русских художников (прямо-таки готовая тема для искусствоведческой диссертации по "неохваченной" у нас теме!).  Кстати, Жанет считает, что русские живописцы может быть даже чаще других изображали кукол.
 Вот лишь несколько примеров. "Портрет великой княжны Марии Николаевны" кисти Маковского. В руках у русской княжны - французская кукла-бебе Франсуа Готье (Francois Gaultier), модель Scroll-mark (маркировка этой модели F. G. "в свитке").


makse
А это Андрей Рябушкин (1861-1904) "Девочка с куклой".  Рядом с девочкой - модная французская кукла фирмы Rohmer.
rrrr
В качестве иллюстрации к теме выступления была продемонстрирована и фотография семьи последнего российского императора. Как заметила Жанет, у детей Николая Второго - самые распространенные  в то время,  качественные, но недорогие немецкие куклы.

art_10
Французская художница Берта Моризо  ("Маленькая девочка с куклой") изобразила  редкую французскую куклу Шмидт (Schmitt & fils):

art_8

Список можно продолжать долго: материала у Жанет хватит, наверное, на целую книгу...

№4. Женское соперничество

Коллекционер с 30-летним стажем  Линн Муррэй рассказала о кукольных фабрикантах - женщинах, которые жили в одно время, во второй половине 19 века, даже работали в буквально в 300 метрах друг от друга на Османском бульваре, и которые стали настоящими звездами золотого века кукол. Речь идет о мадам Ромер и мадам Урэ. Обе они не имели детей, прожили  длинную и насыщенную жизнь, но между собой никогда не дружили. Более того, Урэ подала в суд на Ромер, и эта тяжба оказалась довольно длинной и сложной. На картинке слева - кукла Урэ, справа - Ромер. (ктстати, есои кому-то интересно, у меня есть пост об Урэ  - см. тут: http://amiancien.livejournal.com/14389.html, а подробнее о Ромер как-нибудь еще непременно напишу).

j_1

Аделаида Урэ первая создала модели с гутаперчевыми телами определенных пропорций. Эти куклы выпускались очень небольшими партиями и стоили очень дорого, так как процесс их создание был весьма трудоемким, а отливки создавали лучшие скульпторы. Но при этом отбоя от заказчиков не было. Леонтина Ромер позаимствовала идею, но создала свою технологию, преимуществами которой являлась более дешевая цена и прочность материала: она использовала оценикованное дерево, в отличие от хрупкой гутаперчи.На картинке ниже слева- Урэ, справа- Ромер. На крайней справа - та же Ромер, но одетая. Ее куклы начали получать медали на международных выставках и тоже стали пользоваться популярностью. Мадмуазель Урэ попыталась приструнить соперницу, но та все-таки выиграла многолетний суд. Однако кукол "типа Урэ" выпускать прекратила.
Сегодня мало кто помнит об их соперничестве, время все расставило на свои места. Урэ по -прежнему одна из самых дорогих, желанных и, увы, редких кукол. Куклы Ромер очень ценятся и считаются одними из лучших французских модных, но все-таки дешевле и встречаются чаще. Однако Ромер с оцинкованным покрытием тела - может быть еще большая редкость, чем Урэ, и стоит почти столько же. До наших дней в основном дошли куклы с кожаными телами и фарфоровыми руками, как на последней фотографии внизу.

vvff
roemer_gl

№5.  LANVIN
Небольшой рассказ Лори Сантамура, исследователя и автора книг из США, был посвящен работам известного французского модного дома Ланвен. Точнее, детской одежде, которую создавала  Жанна Ланвен в  начале 20 века. Дело в том, что эти модели в то время многие девочки копировали для своих кукол, и потому имя Ланвин с ними связано. Не случайно даже мастерскую мадам Ланвен украшали куклы и игрушки. Обратиться к детской теме подтолкнула дочь модельера Мари-Бланш.

lanvin
lanvin.1

lan

Comments

( 28 comments — Leave a comment )
elfi_doll
Nov. 1st, 2013 05:29 pm (UTC)
Просто научная (культурологическая) конференция! Такой веер тем... Очень интересно! ОЧень!
Помнится, определяла молды кукол девочек царской семьи Наташа Курочкина и по этой же фотографии, пойду искать пост. Интересно будет сравнить с исследованиями американки.
Ильмира, это просто чудесно, что вы делитесь услышанным и увиденным с нами! Ведь вы могли остаться наедине со своими впечатлениями... время и все такое... А вы находите время, щедро делитесь...
Спасибо =)
amiancien
Nov. 1st, 2013 06:18 pm (UTC)
Леночка, спасибо большое. Мне приятно, что это кому-то нужно. Единственное, жаль, что делюсь не очень-то и щедро: каждая из этих тем тянет на большой пост. Но хоть так...

Edited at 2013-11-01 06:18 pm (UTC)
lisovin_from_sp
Nov. 1st, 2013 06:22 pm (UTC)
Какие волшебные исследования и сообщения! Спасибо, Ильмира, за труд нашего просвещения!

Конечно, нам далеко до такого уровня. Но пословицу "русский мужик долго запрягает, но быстро едет" -- можно применить и к нам.( я на это надеюсь). Они работают десятилетиями, мы пока считанные годы. Весь материал собираем по крупицам. Пока нас на одну доску ставить рановато.
Но это -- пока:)

Ещё раз огромное спасибо! Не с чем несравнимое наслаждение читать Ваш журнал! Читать и перечитывать...
amiancien
Nov. 1st, 2013 11:43 pm (UTC)
Люда, спасибо большое, особенно за мое любимое словечко "волшебные"! )) Насчет "одной доски" - конечно, согласна. Все абсолютно так. И с позитивным настроем согласна. Когда сравниваю, вижу большие наши плюсы и перспективы. Постараюсь подробнее высказать это свое субъективное мнение в третьем, последнем обзоре парижского праздника.
lisovin_from_sp
Nov. 2nd, 2013 10:48 am (UTC)
Вот теперь буду с нетерпением ждать прекрасного продолжения!
Низкий поклон за труд и время, которое Вы тратите на наше образование.
olgachib
Nov. 1st, 2013 07:13 pm (UTC)
Ильмира, спасибо Вам большое! Чудесные увлекательные истории!
После Вашей поездки на этот праздник я новыми глазами взглянула на Урэ - какая удивительная кукла, и даже ничего страшного, что я не могу ее себе позволить:-) - смотреть на ее фотографии, получать удовольствие от ее необыкновенных нарядов (и что удивительно для меня - она могла носить и дамскую, и детскую одежду) - это ли не радость?! Сладкая маленькая мечта...:-)
"Дети 18 и 19 века часто имели только одну куколку" - вот и ответ на мучающий меня вопрос, почему только для одной малышки часто создавались такие большие и разнообразные гардеробы.
И конечно, сундучки с кукольными сервизами потрясают воображение.:-) Это же настоящие "сундуки с сокровищами"!!! Какой вкус во всем - в посуде, в упаковке, изыск в каждой мелочи....
Уже несколько дней нахожусь под большим впечатлением от Ваших рассказов, летаю как на крыльях - какое же удовольствие! СПАСИБО!!!:-)
happydolls
Nov. 1st, 2013 09:12 pm (UTC)
""Дети 18 и 19 века часто имели только одну куколку" - вот и ответ на мучающий меня вопрос, почему только для одной малышки часто создавались такие большие и разнообразные гардеробы. "
Ага)) А когда семеро по лавкам, там кому что перепадет:)
olgachib
Nov. 3rd, 2013 06:14 am (UTC)
:-) Конечно! У меня в детстве было много кукол, и у каждой было по две-три вещички максимум.
amiancien
Nov. 3rd, 2013 09:06 am (UTC)
Хочется дополнить насчет "одной куколки". Что касается бедняков- понятно, что у них часто вообще не было кукол. Ну тут речь идет о дорогих куклах класса люкс, которые попадали в богатые аристократические семьи для детей, чьи портреты мы видим.
До 1870го года в Париже были такие сказочные кукольные магазины, что и представить себе невозможно. Куклы невероятные - Брю, Урэ, Штайнер, и тд, но очень дорогие, выпускавшиеся очень маленькими партиями. Однако девочкам покупали одну такую куклу не только по причине цены. ВО-первых, детей в аристократических семьях не принято было баловать: скромность считалась добродетелью. Во-вторых, кукла служила в то время воспитателем может быть больше, чем когда либо. Ее надо было полюбить, оценить "единственность предмета", "обрасти" особым к ней отношением. И вот именно для нее, любимой и прекрасной, кропотливо детскими руками шились платья, вязались носочки, создавались шляпки, изучалась мода. Для нее читали книжки на ночь, накрывали стол, ее собирали на прогулку, для нее устраивали приемы и так далее, и так далее.
Знаменитая кукла Урэ Blondinette, чья история сохранилась, принадлежала девочке из замка недалеко от Руана, и сохранился весь ее невероятный гардероб - частично сшитый детскими руками, частично приобретенный в дорогих кукольных магазинах. Он очень большой, и каждая вещь - уникальна и рукотворна. Понятно, что иметь две такие куклы было вроде даже как и нелогично :)
olgachib
Nov. 3rd, 2013 07:16 pm (UTC)
Спасибо большое, теперь многое становится понятным. Кукла для девочек того времени не была той "куклой", которой она была для нас в детстве (которую можно было забыть у подружки). Тогда она была,наверное, прежде всего "лучший друг". А лучший друг бывает всегда только один.:-)
amiancien
Nov. 3rd, 2013 08:35 pm (UTC)
Конечно! Лучше и сказать невозможно ))
amiancien
Nov. 1st, 2013 09:22 pm (UTC)
Олечка, спасибо за такой теплый отклик! ПРИЯТНО :) Особенно когда кто-то летает ))
livejournal
Nov. 1st, 2013 07:18 pm (UTC)
Отчет о Парижском празднике кукол. День второй: ПЯТЬ Р
Пользователь sirielle_mellon сослался на вашу запись в записи «Отчет о Парижском празднике кукол. День второй: ПЯТЬ РАССКАЗОВ» в контексте: [...] Оригинал взят у в Отчет о Парижском празднике кукол. День второй: ПЯТЬ РАССКАЗОВ [...]
happydolls
Nov. 1st, 2013 09:11 pm (UTC)
Вот это да, насыщенная лекция сегодня:) Налила чай, обложилась шоколадками...

Почему-то в детстве не любила кукол в национальных костюмах, ими не хотелось играть...

"Портрет великой княжны Марии Николаевны" -раньше считала, что у нее Жюмо, но вызывали вопросы вот эти крутые брови, все же у Жюмо они менее драматичные. А вот Готье как раз сюда подходит! Очень похоже на то!

Кукла Ромер с оцинкованным покрытием тела - культурный шок! Не читала еще историю этих кукол... Все-таки Урэ с теми же глазурованными головками мне больше нравятся, личики у них совсем другие. Странно и удивительно, что Ромер выиграла суд, как же так?

Спасибо за пост!
amiancien
Nov. 1st, 2013 09:17 pm (UTC)
Хорошо звучит: чай, шоколадки... Мне тоже в национальных костюмах не близко. А Ромер с оцинкованным телом я даже живьем сейчас впервые в жизни увидела на выставке-продаже. Я тоже много нового для себя открыла. Но Урэ (не все, правда) - вне конкуренции, тут уж ничего не скажешь.
Спасибо, Наташа!
r_tissot
Nov. 2nd, 2013 11:10 am (UTC)
атрибутировать куколку на портрете Берты Моризо наверное можно, долго вглядываясь в оригинал. но разве рядом портрет "ранней" жюмо? Это же Schmitt ? или я так ничего и не понимаю ))
amiancien
Nov. 2nd, 2013 12:21 pm (UTC)
Римма, БРАВО! Конечно, Schmitt! С зубками в закрытом рте ))
У меня была такая куча этих картин с атрибутированными куклами, поставила много сначала, потом решила сократить, и вышла путаница. Ай да молодца! А я исправилась ))
avdolls
Nov. 7th, 2013 10:51 am (UTC)
Блин... я тоже зависла тут : "хм, какая интересная "ранняя Жюмо"...не встречала ничего подобного" )))
r_tissot
Nov. 2nd, 2013 01:06 pm (UTC)
мур-мур. спасибо )
Кавкаева Катерина
Nov. 4th, 2013 11:41 am (UTC)
Ильмира спасибо. Очень интересно. Для меня было открытием насчет одной куколки. А с другой стороны это же здорово,что детям благодаря кукле прививали Столько хорошего.А коробочки с кукольными сервизами. Просто ах. Спасибо ,что находите время и делитесь с нами.
amiancien
Nov. 4th, 2013 12:10 pm (UTC)
Катя, спасибо. А коробочки с кукольными сервизами у меня скоро тоже будут на сайте ))
lisa_vo7
Nov. 5th, 2013 10:44 am (UTC)
O! Почти научный симпозиум!
И это правильно, игрушки часть жизни людей, значит часть нашей истории, а ИСТОРИЯ - наука.
Понравилось про "друга детства". У меня было три куклы, одна любимая, подружка.
С большущим гардеробом….. Остальным перепадала одежка конечно, но не так много :)).
Жаль не сообразила зафиксировать все это, перед тем как отдать куклу с приданным знакомым, уже после моей дочки.
Ильмира, спасибо большое!
amiancien
Nov. 5th, 2013 10:52 am (UTC)
Да, Лен. Игрушки - дело серьезное ))
А как жаль незафиксированного гардероба! Вот окружают нас вещи важные, как потом оказывается, а когда уходят, и даже картинки не остается.
Но будем мотать на ус))
lisa_vo7
Nov. 5th, 2013 11:08 am (UTC)
Уже "мотаю", восстанавливаю сейчас кукольное приданое для четырех маленьких кукол.
Часть уже выложила в ЖЖ, но еще много осталось :))
amiancien
Nov. 5th, 2013 11:21 am (UTC)
КАКОЕ ОЧАРОВАНИЕ!!
lisa_vo7
Nov. 5th, 2013 11:26 am (UTC)
Спасибо!, Мы (с кукленами) стараемся :))
avdolls
Nov. 7th, 2013 10:54 am (UTC)
Ромер с оцинковкой - открытие! :) Для меня до сих пор это было только названием наших детских авто-кресел (одни из самых лучших по краш-тестам, между прочим). )))

Вообще оооочень интересно даже бегло! Я представляю КАК это все увлекало в полном объеме! :)

А платье-то какое на последних фото, какой роскошный цвет! Идеальное сочетание кружева и шелка - просто и "вкусно". Руки чешутся сделать что-то подобное, вдохновляет! :)

Ильмира, спасибо!!!

Edited at 2013-11-07 12:24 pm (UTC)
amiancien
Nov. 7th, 2013 12:51 pm (UTC)
Алена, спасибо! Да, я тоже люблю этот цвет - такой слоновой кости с чуть зеленоватым отливом. Вообще про этот модный дом узнала много неожиданного и интересного, на отдельный пост тянет (на тему кукольных платьев)

Edited at 2013-11-07 12:53 pm (UTC)
( 28 comments — Leave a comment )

Latest Month

December 2015
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger