?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Снимок экрана 2013-06-09 в 17.30.00В Арсенальном каре Гатчинского дворца сейчас проходит выставка под названием "И царям нужен отдых", посвященная 400-­летию Дома Романовых.
Оказалась я там почти случайно: возила в Гатчину московских друзей.
Буквально при входе в отдельной витрине неожиданно увидела двух кукол и старенькую кукольную коляску.



Три экспоната призваны были дать представление об играх и забавах детей императорской семьи - например, дети Александра III проводили здесь все летние месяцы.  Но это - все. Больше повезло, например, теме царской охоты в гатчинском парке, развернутой аж в двух залах.

qM_1ibIyrtcgat_2gat_3
















Очень жаль, конечно, что детский мир, который занимал в гатчинской жизни прежних обитателей дворца немалое место ("в саду качели, кегли, свайка"), не удостоился большего. Там ведь было столько всего интересного, даже  специальная палатка для игр, и наверняка в музее сохранились какие-то материалы. Но, как говорится,  дело хозяйское.
Удивительно другое: элементарное нежелание музейных работников  - хотя бы из простого уважения к людям, в честь которых эта выставка открылась, - верно атрибутировать кукол, что в данном случае вообще не представляло никакого труда.
Кукла с красным бантом описывается так: "КУКЛА. Россия, конец  XIX века, мастерская Симона Хальбиха".

gat_7Удивительное рядом. Во-первых, такого человека - Симон Хальбих - вообще в кукольном мире не существовало. Были двое "отцов-основателей":  Вильгельм Симон (с ударением на "о")  и Карл Хальбих (Wilhelm Simon & Carl Halbig), которые в 1869 году открыли фарфоровую фабрику SIMON&HALBIG в Германии , в Тюрингии. Во-вторых, эти два товарища с Россией, конечно, торговали, но никогда тут не были. Какая же это русская кукла, дорогие музейно-научные сотрудники?!
Вторая кукла, которая сидит в коляске, - с глубоко запавшими внутрь глазами (что, кстати, совсем нетрудно поправить), атрибутирована так: "КУКЛА. Россия, конец  XIX -начало XX века".
П
оскольку информация о ней еще беднее , а затылок в витрине не рассмотришь, сложно точно назвать производителя, но кукла тоже немецкая. Неопределенно-верное описание досталось только саням, да и то с сомнениями и вопросительными знаками (может, тоже русские?): "Западная Европа (?), конец  XIX -начало XX века (?)...".
Стоит ли удивляться, что и в постоянной экспозиции в личных покоях Александра III мы также встречаем ошибочно атрибутированную куклу (опять Россия конец 19-начало 20-го). И даже елка, наряженная в основном старинными немецкими елочными игрушками, гордо представляет нам "русские" елочные игрушки царской семьи.
Увы, похоже, кукольно-игрушечная тема по-прежнему остается где-то на переферии, без понимая ее значимости даже в музейных стенах.

Снимок экрана 2013-06-09 в 17.19.59ff

Comments

( 14 comments — Leave a comment )
elfi_doll
Jun. 9th, 2013 11:06 am (UTC)
Да это не тема на периферии, а ответственность за свою работу там, далеко-далеко находится. Мне вот только интересно, если написать письмо в администрацию музея, то этикетки исправят?

Edited at 2013-06-09 12:31 pm (UTC)
amiancien
Jun. 11th, 2013 02:26 pm (UTC)
Судя по последнему комментарию музейного работника, им это не важно...
brodie_jean
Jun. 9th, 2013 11:27 am (UTC)
Это было бы не удивительно еще лет 10 назад. Но сейчас, когда и книг достаточно, а уж информации в интернете бесконечное множество, почему музейные работники ею пренебрегают. Все же соглашусь с Ильмирой - государственные музеи не считаю игрушку вообще и куклу в частности экспонатами музейного значения. Поэтому так пренебрегают информацией.
amiancien
Jun. 11th, 2013 02:25 pm (UTC)
Не все музеи, конечно. Но по больше части так и есть. Какое-то удивительное невнимание к отдельной человеческой жизни. А еще академик Тарле как-то сказал, что с удовольствием променял бы любое из писем Наполеона на простой счет зеленщицы того времени. Письма Наполеона сразу хранили и ценили "понятнопочему", а вот обыденная жизнь, казалось, никуда не денется. А потом вдруг оказывается, что документом может быть даже такой просто счет, что уж говорить о вещах, связанных с детством и семьей.
lisovin_from_sp
Jun. 9th, 2013 01:16 pm (UTC)
"Русский мастер Симон Хальбих" заставил и плакать, и смеяться. Получается , что"слышал звон, а не знаешь -- где он". Грустно, товарищи:((
amiancien
Jun. 11th, 2013 02:26 pm (UTC)
Это только нам грустно, а товарищам - нет (см.последний комментарий)
happydolls
Jun. 10th, 2013 08:58 am (UTC)
Позорище. И ведь в наше время это совсем не трудно - найти адекватных специалистов, да и самим как-то подтянуть знания, всё ж есть, и литература, и интернет для этого! Поэтому я уже без особого пиетета отношусь к музейной атрибуции некоторых предметов (благо знаю и другие, некукольные истории). Как говорится, не верь глазам своим, когда смотришь на музейную табличку.
Но как же обидно - ТАКОЙ глубокий и интересный пласт истории и культуры - вот в таком нищенском виде, какие-то куклы неизвестного происхождения, грустно.
amiancien
Jun. 11th, 2013 02:21 pm (UTC)
К сожалению, теперь действительно приходится сомневаться.
lisa_vo7
Jun. 10th, 2013 06:29 pm (UTC)
Это как смотреть фильм и видеть ляпы постановщиков, в своей профессиональной области знаний.
Или просто понимать, что за пять минут нельзя добежать со стрелки Васильевского острова до Пяти углов....
Либо музейным работникам опостылела их работа, либо они не профессионалы. Печально.

amiancien
Jun. 11th, 2013 02:20 pm (UTC)
Вот последний комментарий все нам и объяснил: не опостылела, а просто коммерция превыше всего. Увы...
elena_zuba
Jun. 10th, 2013 08:33 pm (UTC)
Ворчалки на тему...
Да не опостылила работа, просто наверняка выставка в режиме аврала собиралась - некогда было выяснять подробности происхождения кукол, а тем более разбираться с производителями:))
Да, к сожалению теперь так частенько бывает (сама музейный работник)Коммерция, уважаемые, на первом месте....
amiancien
Jun. 11th, 2013 02:18 pm (UTC)
Re: Ворчалки на тему...
На мой взгляд, если вещи находятся на хранении в музее, есть хранитель того или иного отдела, который должен атрибутировать их просто как единицу хранения вне зависимости от темпов открытия временной выставки. Кроме того, по моему субъективному мнению, уважающий себя музейный работник никогда не скажет, что для него "коммерция на первом месте".
elena_zuba
Jun. 11th, 2013 09:20 pm (UTC)
Re: Ворчалки на тему...
Сурово
daisy_white
Jan. 15th, 2014 01:26 pm (UTC)
Помню этих кукол в Гатчине. Тоже удивило. Я не эксперт по антиквариату, но определенная "насмотренность" побудила к сомненьям. "Симон Хальбих", видимо, призван создать впечатление, что это какой-то обрусевший немец, который в Питере кукол делал :)

Я недавно была на выставке детского портрета в самарском областом музее. Вот такую девушку там тоже определили как "Россия". Может, у нас в мастерских собрали-обшили? Но лично мне кажется, это все же немка...
( 14 comments — Leave a comment )