?

Log in

Previous Entry | Next Entry

hgВ Музее д'Орсэ в Париже сейчас проходит великолепная выставка "Импрессионизм и мода".

И хотя там нет ни одной куклы и ни одного упоминания о них, в этом смысле она тоже для нас интересна,  так как охватывает период примерно 1860-1880-х годов. То есть как раз расцвет французских модных кукол и, конечно, костюмов для них, которые, как известно, копировали настоящие дамские туалеты того времени.
Кроме десятков полотен Мане, Ренуара, Моне, Дега и других французских импрессионистов, здесь представлены роскошные платья, аксессуары, нижнее белье, шляпки, туфельки из парижских музеев и частных коллекций. 

877401 

Модная атмосфера тех лет воссоздана с помощью старинных иллюстрированных журналов La Mode Illustrée и Journal des Demoiselles,  старых фотографий и рисунков, рекламных плакатов. 

Самое ценное и необычное впечатление - картина художника Поля Альбера Бартоломе (1881 год), портрет его жены, которая умерла вскоре после того, как портрет был написан.
1939-5733.main_p1939-5736.main_p 1 
Невероятно, но ее прекрасное летнее платье сохранилось и дошло до наших дней в первозданном виде! Когда видишь его - настоящее, со складочками и швами, которые можно рассмотреть, - рядом с картиной в раме, на которой изображена молодая женщина вабсолютно таком же наряде, - возникает странное чувство...
Платье  очень красивое: игра с фиолетвым цветом построена на сочетании полоски, горошка, сплошного цвета в простой хлопковой ткани. Жаль, не известно имя создавшей его модистки  (как, впрочем, и многих других платьев, выставленных в музее рядом с живописными полотнами).

Разнообразные наряды для выходов в свет, для дома, для прогулок и визитов шились частично на машинках, частично - руками. И по большей части имена портних оставались "за скобками". Хотя дизайн нарядов иногда придумывали сами заказчицы. Например, императрица Евгения сама разработала идеи многих своих платьев: вкус и умение одеваться были частью жизни.


muz 

 Во второй половине XIX века художники  были не только невольными наблюдателями меняющейся моды, которая выплескивалась на парижские бульвары, но и порой сами находились "внутри процесса". Не случайно в самом начале выставки организаторы процитировали слова современника: "Ныншние художники - порясающе талантливые кутюрье".

877537 

8774371939-5740.main_p

 Ренуар был сыном провинциального портного, а его жена - белошвейкой, и он не раз говорил, что не любит носить готовую одежду.  Уистлер   сам конструировал платья, в которые одевал свои модели, друг Моне,  поэт- символист Стефан Малларме писал для женского журнала мод. Их друзья-писатели также погружались в этот волнующий мир. Эмиль Золя увлекательно описывал люксовые парижские магазина "Бон Марше", "Лувр", "Прентам", а в одном из его романов мама поучала дочку: "Сделай настоящую куклу. Надо, чтобы на ней была юбка, как у дамы". 

877449 

Шарль Бодлер воспевал моду как "признак устремленности к идеалу" и утверждал, что "глядя на старинные платья, нужно мысленно вдыхать в них жизнь, представляя себе прекрасных женщин, которые их носили. Только тогда можно проникнуться их смыслом и духом... Пусть те, кому неповоротливая важность мешает видеть красоту во всех ее тончайших проявлениях, смеются над моими размышлениями и их запальчивой торжественностью. Суровое осуждение таких людей не может меня задеть".

2

Думаю, что ценители анткиварных кукол вполне согласятся с таким утверждением... Более того, мы могли бы предложить Музею д'Орсэ концепцию другой выставки под названием ИМПРЕССИОНИЗМ И... КУКЛЫ.

Не знаю, как отнесся бы к этой идее музей, но если говорить серьезно, никакой натяжки в самой теме нет. Поскольку импрессионисты жили и творили в Париже во время "золотого века кукол" , эта она не могла их не коснуться.  Портреты девочек с куклами есть у Огюста Ренауара и Поля Сезанна, Клода Моне и Альфреда Стевенса, Берты Моризо и Федерико Зандоменеги, и у многих других импрессионистов второй половины XIX века. И вот скромное тому подтвержждение: наша небольшая виртуальная выставка "Импрессионизм и куклы".

renoir3renoir 

renoir2 


Paul Cezannestevens

Comments

( 20 comments — Leave a comment )
olgachib
Dec. 11th, 2012 08:29 am (UTC)
Великолепный репортаж. Спасибо Вам большое!
И конечно, было бы очень интересно повторить некоторые модели (особенно платье с картины Поля Альбера Бартоломе) для наших кукол фэшн. Только эти идеальные складочки... Как их повторишь?!:-)
happydolls
Dec. 11th, 2012 09:13 am (UTC)
Для таких складочек были специальные губозакаточные машинки. Но представь, это же нельзя было мочить! У меня до сих пор в голове не укладывается, как же это, платье нельзя стирать, т.к. шелк, складки, кружева... Все на подоле собирается...
amiancien
Dec. 11th, 2012 10:57 am (UTC)
Можно было мочить, можно! И стирали, и гладили. Знаю это по собственному "кукольно-костюмному" опыту. В данном случае (на фиолетовом платье с картины) все складочки поверху прострочены. Там всего два волана, заложенные мелкими складками, и каждый воланимеет два ряда строчек - на фото видно... Еще один способ - "связывание" складочек вручную ниткой изнутри. Каждый изгиб слегка захватывается иголочкой, и нитка как бы держит на себе эти складки и не дает им расползаться в стороны. При этом когда стираешь, сткладки никуда не деваются, хотя гладить их, конечно, сложнее, чем ровную ткань.
happydolls
Dec. 11th, 2012 11:02 am (UTC)
А я думала, что шелковые платья не стирались. Зато гладить такое - не позавидуешь. Хотя носительниц платьев это не волновало:)
amiancien
Dec. 11th, 2012 11:27 am (UTC)
Спасибо большое!!
Повторить на кукле сложнее, конечно, так как ткань нужна с более мелким рисунком. А для складочек есть простые приспособления из картонки ))
olgachib
Dec. 11th, 2012 11:50 am (UTC)
Спасибо огромное! Я поняла, что Вы имеете ввиду, только из картонки это сделать не догадалась:-)
happydolls
Dec. 11th, 2012 09:10 am (UTC)
Аааахх(( Ну почему этого не было в сентябре? Я ты там умерла от счастья.
ДОрсэ мне так понравился, муж уже устал, еле меня оттуда выволок.
Еще музей прикладного искусства оказался хорош, там же мебель и посуда!
amiancien
Dec. 11th, 2012 11:09 am (UTC)
Есть одно место в Париже, где умирать от счастья можно в любой день года, за исключением вторников, когда оно закрыто ))). Это Musée Galliera или Музей Истории Городской Моды на avenue Pierre 1er de Serbie, 10 (16-й район). Кстати, многие предметы, выставленные сейчас в д"Орсэ, - из его коллекции... А года 2-3 назад я была там на временной выставке, где целая витрина была посвящена наряду модной куклы. Очень советую при след.посещении Парижа: потрясающей музей!
happydolls
Dec. 11th, 2012 11:23 am (UTC)
Так... Надо записать. Были прикидки в мае еще раз намылиться туда, а потом в Базель, но пока вилами по воде писано.
r_tissot
Dec. 11th, 2012 09:43 am (UTC)
Роскошный подарок на рождество! Спасибо!
amiancien
Dec. 11th, 2012 10:26 am (UTC)

Для меня - тоже, Вы понимаете... И, конечно, я знала, что Вам тоже понравится ))
irisroz52
Dec. 11th, 2012 09:56 am (UTC)
Спасибо, Ильмира, очень, очень интересно и просто красиво. А портрет давно ушедшей из жизни изящной женщины и такое реальное ее платье на манекене - это целая повесть, печальная и прекрасная...
amiancien
Dec. 11th, 2012 10:50 am (UTC)
Меня тоже очень тронула эта ожившая картина... Даже потом почитала немного про Бартоломе. Он после смерти жены вообще перестал писать картины, впал в крайне глубокую депрессию. Друг дал ему совет заняться изготовлением надгробной статуи для своей супруги. Это его вывело из длительного подавленного состояния, затем он стал много работать как скульптор и его главный шедевр - знаменитый Памятник Умершим на кладбище Пер-Лашез.
irisroz52
Dec. 11th, 2012 10:10 am (UTC)
Да, забыла сказать! Есть превосходно изданная "История моды. С XVIII по XX столетие. Коллекция Института костюма Киото", 2003 г., АРТ-РОДНИК. Конечно, гораздо интереснее "вживую" посмотреть на старинные платья, но такая возможность есть не всегда, и я частенько заглядываю в эту роскошную книгу - 500 фотографий предметов одежды плюс описание.
amiancien
Dec. 11th, 2012 10:30 am (UTC)
Я знаю, конечно, это роскошное издание - подарочное во всех смыслах этого слова. Купила по совету r_tissot. Кстати, музей д"Орсэ выпустил толстый каталог выставки, даже два, (если не считать разных мелких буклетиков). И почему-то разных: одна книга на английском языке (эта выставка в следущем году поедет покорять Америку), а другую - совсем с другим содержанием, оформлением и иллюстрациями, - на французском. Я купила на англ., потому что он... легче (это моя вечная проблема с багажом)))
avdolls
Dec. 11th, 2012 11:06 am (UTC)
Это же вот эта вот якобы фиолетовая юбка - на самом деле не из фиолетовой ткани, а из полосатой бело-фиолетовой! Все белые полосочки скрыты внутрь складок. Представляю, как это красиво в движении. :) Кстати, на такой ткани складки закладывать - одно удовольствие, даже разметка не нужна. :)
amiancien
Dec. 11th, 2012 11:25 am (UTC)
Да! Абсолютно верно, так и есть: заложенная фиолетово-белая полоска... Этот прием часто практиковался, и на этом строился иногда весь наряд. Мне он тоже очень нравится. Однажды попала в руки старая хлопковая ткань с красно-белой полоской, одно удовольствие было придумывать эти защипы. Если интересно, картинку платья, которое у меня получилось, можно псмотреть тут:
http://www.antiquedolls.ru/dolls/red.jpg
Складочки заложены так, что везде есть силуэт треугольника.


Edited at 2012-12-11 11:36 am (UTC)
avdolls
Dec. 11th, 2012 05:18 pm (UTC)
Ага! :) Я его хорошо помню, платье незабываемое! :))
innastar1
Dec. 11th, 2012 11:09 am (UTC)
Интересно все, о чем Вы пишете!
Большое спасибо!
amiancien
Dec. 11th, 2012 11:35 am (UTC)
И Вам спасибо огромное за отклик!!
( 20 comments — Leave a comment )