?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

h2Весь первый этаж роскошного здания в центре Парижа на углу  рю Друо и бульвара Монмартр когда-то занимал ледендарный кукольный дом Аделаиды Урэ: магазин и мастерские. Легко представить себе, как за высокими окнами царили лучшие парижские куклы с сундуками нарядов, к подъезду подъезжали кареты и в широкие овальные двери заходили элегантно одетые покупатели. Невероятная насмешка судьбы: в этом типичном парижском османском особняке сейчас  располагается... Макдональдс, который  своим внутренним убранством, конечно, ничем не напоминает об истории этого места.

h_1
Ее куклы, дошедшие до наших дней в единичных экземплярах, настоящие редкости. За ними годами охотятся коллекционеры, готовые платить за находку огромные деньги, по несколько десятков тысяч евро.
Куклы мадмуазель Урэ (Adelaide Huret) изготавливались очень небольшими партиями, и до сих пор по праву считаются непревзойденными по красоте и благородству. Кроме того, они сыграли очень важную роль в истории Франции, в развитии идей Просвещения и воспитании детей.

... Она появилась на свет в Париже в 1813 году в семье механика и инженера, имевшего свое небольшое, но весьма успешное дело. Леопольд Урэ выпускал сложные дверные замки по собственным проектам, за что не раз получал золотые медали на различных выставках. Его жена рано умерла, оставив четырех несовершеннолетних детей. Аделаиде тогда шел 15-й год. Поскольку отец был слишком занят, опекунство над детьми взял их дядя , комиссар полиции Луис Беффар (Louis Francois Beffara), человек необычно образованный, любивший оперу и Мольера. Леопольд Урэ со временем расширил свой бизнес и начал изготавливать мини-модели столов, стульев и кресел из крученой металлической проволоки для рек-ламных предложений мебельщиков.Аделаида, до конца жизни остававшаяся незамужней, помогала ему, собственноручно сделав несколько образцов.

huret_12huret_11























О куклах она впервые задумалась, когда ей было уже 37 лет. Аделаида предложила отцу выпускать оргинальную миниатюрную мебель в качестве кукольной, но эта идея поначалу не имела успеха: модели никто не покупал. Это казалось странным, потому что в Париже тогда был настоящий кукольный бум, и аксессуары для кукол пользовались большим спросом. Только внимательнее присмотревшись к фарфоровым красавицам, которые стояли на полках дорогих магазинов, Аделаида поняла, в чем дело. Они просто не умели садиться, колени и локти у них не сгибались, поэтому изящные стульчики им просто были... не нужны.

Мадмуазель Урэ, начитавшись Вольтера и проникнувшись его идеями о новом воспитании, справедливо рассудила, что такие "не менящиеся" куклы - не лучшие игрушки, потому что не позволяют детям полноценно играть с ними и не развивают воображение.

Вскоре она подала заявление на регистрацию патента, который давал ей право выпускать артикулирующих кукол.
"Сейчас кукол делают из тяжелого дерева, застывшие формы не позволяют одевать и переодевать их, и это сковывает детскую игру, - писала она. - Каждый, кто держал в руках бесформенную застывшую куклу, которую обычно предлагает торговля, поймет, почему я задумала сделать артикулирующее кукольное тело. Я не собираюсь точно копировать человеческие движения, но кукла должна отвечать двум требованиям. Во-первых, быть более менее близкой к реальности, а во-вторых, - красивой, приятной глазу. Так называемые распрямляемые сочлененные куклы, на мой взгляд, вполне соответствуют подобным ожиданиям".


huret_4huret_6































Она предложила образец куклы с сочлененным телом из податливого упругого материала (гуттаперча) и с фарфоровой головой, которая могла не просто вертеться (такие куклы были и до нее), а имела стопор, чтобы движения были естественные, и глаза не оказывались сзади, то есть чтобы кукла  поворачивала голову только так, как это может делать человек.
В 1851 году она разместила в газетах объявление,  что новая фирма Huret & Sie предлагает кукол нового дизайна. Новинки  быстро сталипользоваться невероятным успехом. Через год компания переехала на бульвар Монмартр (сейчас это как раз тот самый дом 2 rue Drouot, в конце бульвара Монмартр), и занимала весь первый этаж с мастерскими и магазином.

В 1855 году Аделаида приняла участие в международной выставке в Париже и получила серебряную медаль. Репортеры восторженно писали: "Мадмуазель Урэ представла своих сочлененных гуттаперчевых кукол. Эта не только гениальная идея, но и работа высочайшего класса: сочленения очень надежны, аккуратная сборка, отличный вкус в кукольной одежде. Сегодня рынок не может предложить ничего более прекрасного в этой области. Нам остается только сожалеть, что цены  слишком высоки, и они не смогут стать массовым товаром".
Куклы Урэ были самыми дорогими игрушками того времени, их выпускали всего 1200 экземпляров в год. Кстати, именно такую куклу Виктор Гюго подарил своей любимой внучке. Этот подарок сохранился до наших дней и находится сейчас в частной коллекции.


huret_7 

С 1857 года Аделаида и ее старшая сестра Леопольдина (Leopoldine) начали работать вместе. В результате этого партнерства фирма была переименована, и стала называться L.C. Huret Soeurs. От заказов не было отбоя, и едва вышедшие небольшие партии кукол мгновенно исчезали с полок магазинов. Лучшие журналы для детей (La Poupée Modèle, La Gazette de la Poupée,Le Journal des Jeunes personnes) рекомендовали их своим маленьким читателям.
Сестры старались сделать куклу источником радости, своеобразной дверцей в сказку, в мир игры и воображения. При магазине часто устраивались чайные вечеринки, куда приглашались "на прием" дети с их игрушками.
Сначала куклы продавались неодетыми, но вскоре Урэ наладила связи с лучшими парижскими модистками, чтобы снабдить их гардеробом, отражающим моду того времени. С 1860 по 1863 годы она тесно работала с мадмуазель Louise Bereux - необычайно талантливой модисткой - создательницей кукольной одежды,  имевшей собственную мастерскую в Париже. В 1862 году ее безупречные кукольные костюмы были даже представлены на Всемирной экспозиции в Лондоне, и получили бронзовую медаль.  А четыре года назад на американском кукольном аукционе оригинальное платье работы мадмуазель Бюро в оригинальной коробке (1863 год) было продано за 20 тысяч долларов!  Вот это платье:

huret_13
Именно с ее именем связывают зарождение детской моды во Франции. Раньше девочек одевали, как взрослых дам, но когда кукольная одежда покорила сердца маленьких покупательниц, они хотели иметь "такое же" платье, и мамы начачали заказывать для них наряды, похожие на те, что создавала мадам Бюро. Впервые наряды на куклах можно было менять, у них появился великолепный гардероб, который демонстрировал отменный вкус, а также огромное количество аксессуаров - зонтики, шляпы, шляпные коробки, ботинки, сумочки, перчатки, которые, кстати, тоже имели марку Huret. Сегодня все эти "мелочи" - еще большая редкость, чем сами куклы. 
huret_9

В 1864 году сестры Урэ решили удалиться от дел, и передали управление своему младшему брату Луису Эмилю (Louis Emile). В 1867 году они переехали на 10 rue Neuve des Fontaines Saint Georges (сейчас Rue Fromenti), где продавали новинки кукольной мебели. Мадмуазель Аделаида Урэ скончалась в возрасте 91 года, не оставив после себя прямых потомков.

Затем ее компания поменяла несколько собственников, которые очень бережно относились к доставшемуся им наследству: фирма всегда выпускала кукол самого высокого качества, небольшими партиями, с роскошным приданым, гардеробом и аксессуарами.
Предпоcледней владелицей - в начале 1900-х годов - была Eliza Prevost. Ее куклы с удлиненными "взрослыми" лицами тоже выпускались очень небольшими партиями, встречаются редко, но стоят все-таки дешевле кукол самой Аделаиды Урэ.


prev_1prev_2prev_3
























Марка HURET просуществовала до 1914 года, и затем была продана полячке, эмигрировавшей во Францию в начале первой мировой войны. Ее звали мадам Лазарски (Lazarski), и свою небольшую и недолго просуществовавшую фирму она зарегистрировала как "Кукольный Дом Лазарски". Это были уже куклы совсем другого времени - салонные авторские, совсем непохожие на ту, что подарил Гюго своей внучке. Однако за этим новым периодом была своя интересная история и своя эстетика. Поэтому о мадам Лазарски и ее куклах обязательно поговорим отдельно и чуть позже.

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
zanuda76
Sep. 17th, 2012 06:58 pm (UTC)
ррраз-два-тричетырепять,я иду тебя искать?

прячешься?)
livejournal
Nov. 1st, 2013 07:18 pm (UTC)
Отчет о Парижском празднике кукол. День второй: ПЯТЬ Р
Пользователь sirielle_mellon сослался на вашу запись в записи «Отчет о Парижском празднике кукол. День второй: ПЯТЬ РАССКАЗОВ» в контексте: [...] интересно, у меня есть пост об Урэ  - см. тут: http://amiancien.livejournal.com/14389.html [...]
( 2 comments — Leave a comment )