?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

            "MADE IN ITALY" в Парижском музее кукол len_1Еще полтора месяца здесь продлится временная выставка "Made in Italy", посвященная истории кукол, выпущенных в Италии с 1880 по 1979 годы. Она  интересна не только потому, что готовил ее итальянец - директор парижского музея кукол Сами Один, но и потому, что тема до сих пор мало изучена и скупо представлена в специальной литературе. Конечно, у всех на слуху знаменитая феерическая LENCI. Но сегодня незаслуженно забыты многие другие интересные имена, да и сама история кукольного производства требует отдельного внимания и изучения. Ведь в идентификации итальянских кукол часто допускают ошибки даже  именитые эксперты...  Первые компании по производству промышленной куклы  зарегистрированы в Италии в конце XIX века: Furga, Meyer Fels, Milano Bollate, Antenore. Они изготавливали тела из дерева и композита, а фарфоровые головы заказывали в Германии у   Bahr&Proschield, Gebruder Kuhnlenz, Recknagel. Впервые эти куклы появлялись на свет именно на итальянском рынке, но сегодня это обстоятельство часто игнорируется, а куклы идентифицируются как сто-процентно немецкие. furgabahr_proschild Самым плодотворным  оказалось время между двумя мировыми войнами, когда в 1919 году началась история фирмы Ленчи. Ее взлет был столь быстрым и вдохновенным,  что сподвигнул менее крупных и менее талантливых производителей заняться плагиатом фетровых шедевров: Alma, Margot, Messina, Eros, Marazzi. it4alma На снимке слева - две куклы фирмы LENCI, на снимке справа - две куклы фирмы ALMA. Но в 1926-м на кукольном небосклоне Италии  на девять лет засверкала еще одна яркая звезда - Burgarella. Основателем  фирмы стал скромный сицилийский подрядчик по имени Gaspare Burgarellа. Он открыл офис в Риме и подписал контракт об эксклюзивном сотрудничестве с великолепным художником Ferdinando Stracuzzi. Количество выпущенных кукол было  ограниченным, они были очень  качественными, дорогими и благородными. Каждую Стракузи раписывал лично. Самое необычное - пожалуй, глаза: индивидуальная работа живописца, использовавшего девять оттенков красок только для глаз,  в которых светилась какая-то притягательная светлая печаль. Bur_1 bur_2 bu Кроме того,  для  производства этой куклы был разработан специальный материал, похожий на композит, но более блестящий, плотный и гладкий. Дизайн тел тоже был оригинальным, с довольно реалистичными пропорциями, иногда даже с половыми признаками. Несмотря на цены, продукция Burgarella была очень востребована не только в Италии, но и за рубежом.  Эти куклы стали своего рода детищем эпохи ар-деко, - даже их одежда  выдержана  расцетках, популярных в модных журналах того времени: сочетание темных и светлых цветов, пурпурный, желтый, синий, черный и белый... Они чрезвычайно редки сегодня, и найти их - большая удача. В 30-х и 40-х годах - спад кукольного производства в Италии: сказывались  дефицит сырья, недостаток квалифицированной рабочей силы и богатых инвесторов. В то время только две фирмы продолжали "держать марку": Furga из Ломбардии и Ленчи из Пьемонта. Но с появлением пластика итальянский рынок оживился, промышленность активно подхватила новинку. Вновь созданные компании Sebino, Migliorati, Italo Cremonta, FIBA, Effe, Gabar, Zanini&Zambelli потеснили старые. Ленчи какое-то время держалась, однако со временем подчинилась современным стандартам. Так, дочь основателей  Ленчи - Анили, продолжая рабортать с фетром, стала использовать и целлюлоид.  Многие производители (Francesco Bardelli, Sita Montoli, Industria Nazionale di Celluloide, SAMCO и другие) просто копировали немецкие образцы, стараясь противостоять засилью германского рынка. После войны в Италии появилась взрослая кукла-леди - нечто вроде итальянского варианта будущей Барби, но только   старше Барби.  golia-2 Этот образ - совсем "негламурный", ироничный и несерьезный - создали художники, муж и жена Golia. Все произошло довольно спонтанно: они получили заказ  на оформление витрин для преподавания истории костюма, и придумали такую декоративную куклу, которой позже заинтересовались и фабриканты. С 1960-х годов итальянские промышленники развернулись в полную силу. Такие бренды, как Furga and Bonomi, получили столь широкое распространение в зарубежных старнах, что некоторые местные производители стали разрабатывать стратегии для ограниченя их напористого внедрения. Марка "сделано в Италии" предлагала хорошее качество и привлекательные цены, поэтому даже некоторые фрарнцузские предприниматели становились их эксклюзивными представитялми. Однако в конце 1970-х - вся кукольная отрасль не только Италии, но и Европы - приказала долго жить. "Сейчас время глобализации с ее глобальными масштабами производства, что, разумеется, губительно для большинства маленьких и средних промышленников, и тут ничего не поделаешь, - говорит Сами Один. - Но у нас остается вкус и желание сохранить память о прошлом, которое еще так близко от нас во времени, поэтому мы пытаемся собрать общую картину из отдельных частей, которые удается найти". Жаль только, что в экспозицию не вошли более ранние итальянские "неаполитанские" ясельные куклы. Впрочем, это уж совсем сплошной ручной труд и совсем отдельная тема...

Comments

( 5 comments — Leave a comment )
lisovin_from_sp
Aug. 8th, 2012 12:28 pm (UTC)
Спасибо огромное! Всё так интересно, аж дух захватывает!
lisa_vo7
Aug. 8th, 2012 01:57 pm (UTC)
Очень понравились куклы Burgarella, колоритные и совсем другие. Спасибо!
olgachib
Aug. 9th, 2012 06:17 am (UTC)
Grazie! Eccellente, come sempre.:-)
rostana
Aug. 20th, 2012 08:35 pm (UTC)
Спасибо!Теперь знаю,что у меня итальянки есть!:)
amiancien
Aug. 20th, 2012 08:42 pm (UTC)
Поздравляю!И спасибо.
( 5 comments — Leave a comment )